Вопрос о правилах проживания иммигрантов и членов их семей в России наконец-то вышел на общегосударственный уровень. Совет безопасности РФ поручает МВД изучить вопрос о запрете въезда родственников иностранных работников на территорию РФ.
Кроме того, в Госдуму внесен законопроект о тестировании по русскому языку детей иностранных граждан, поступающих в школу. Для получения школьного образования ученики должны владеть русским языком, уметь свободно общаться на русском языке и понимать образовательную программу.
Этот вопрос назревал уже давно: в ряде случаев ситуация близка к революционной.
... Анна Костина, жительница подмосковных Котельников: «Мой сын учился в школе № 1 в Котельниках с первого по третий класс. За этот период сменилось пять учителей. Потому что дети-мигранты были в группах и нарушали правила права других учеников, нам пришлось забрать детей из этой школы и перевести их в не слишком близкое учебное заведение в столице».
У нас пока нет школ, полностью укомплектованных иммиграционным персоналом. Но если посмотреть национальный состав первоклассников в школах юго-востока Москвы, например Капотни, то количество детей-мигрантов там значительно превышает 60-70%, тогда как в остальных классах оно достигает 90%. Эти дети часто приходят в школу либо совсем не говоря по-русски, либо плохо говоря на нем и понимая русский язык. Поэтому учителю приходится тратить больше времени на объяснение им материала, и от этого страдают все: учитель теряет время, а другие ученики отстают и теряют мотивацию.
Марина Шарова, учительница из города Режи Свердловской области, рассказала «СП» об учебном процессе в классе, полном иммигрантов:
«Детям-мигрантам очень тяжело. Во-первых, они почему-то не очень хорошего мнения об учителях-женщинах. Если родители приходят в школу, они просят учителей-мужчин поговорить с ними. Не надо объяснять, подчинялись им, но были вынуждены объяснять им основные понятия. Они всегда были разделены, группами и не имели контакта с нашими детьми.
Когда сюда приезжают иммигранты, мы советуем им отдавать детей в первый класс, потому что им необходимо освоить основы русского языка, но они обычно настаивают на том, чтобы отправить своих детей, например, сразу в третий класс, потому что там дети учатся в дом. Ни один аргумент не является действительным. В итоге страдают все".
Страсти по этому вопросу уже давно кипят в социальных сетях.
Например, Елена Стахурская пишет: «На самом деле, вообще непонятно, почему мы должны давать образование детям-мигрантам? Их родители должны обеспечить, чтобы их дети получили образование. Для тех, кто желает получить доступ в Россию, гражданство требует одного условия: их маленькие дети ходят на курсы языковой подготовки. Все хотят зарабатывать деньги для своих детей, но никто не хочет их воспитывать».
В результате родители обратились в Госдуму, а представитель КПРФ Михаил Матвеев написал министру образования Кравцову с предложением ввести обязательный тест по русскому языку при зачислении детей-мигрантов.
Ответ пришел из Министерства образования. "Введение вступительного экзамена на русском языке для приезжих детей приведет к ограничению права несовершеннолетних на образование", - ответил министр.
Но менее чем через шесть месяцев все резко изменилось. Как сейчас решается вопрос с тестированием по русскому языку для детей-иммигрантов? Мы поднимали этот вопрос с заместителем председателя комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению, членом КПРФ Михаилом Матвеевым.
«Играть с гуманизмом уже не уместно». Если вы привозите в Россию ребенка, не говорящего по-русски, запишите его на платные или бесплатные курсы. Президент, правительство и Совет по правам человека издали по этому поводу распоряжения: школы имеют право отказать в приеме детям, если они не понимают русский язык. Этот вопрос является обязанностью родителей.
«СП»: Учителя жалуются, что большинство родителей гастарбайтеров не говорят по-русски, а дополнительная нагрузка по обучению детей гастарбайтеров полностью ложится на учителей, зарплата которых уже составляет один-два с половиной года.
— Почему эта ситуация происходит за счет наших русских учителей? Почему налогоплательщики тратят миллиарды долларов на образование детей рабочих-мигрантов? Посетитель платит только за курс! Я вообще против того, чтобы иммигранты приезжали в Россию семьями.
Обратите внимание: Samsung представила новые смартфоны Galaxy Note 20 и Galaxy Z Fold 2.
Гастарбайтер ходит на работу по очереди, дома его ждут родные, они общаются через мессенджер.Если бы его семья тоже иммигрировала, это стало бы дополнительным бременем для нашего бюджета. Для органов соцбезопасности – лишние проблемы. Ведь наша страна все равно должна трудоустроить и содержать всех этих членов семей иммигрантов, чтобы они не участвовали в криминальных структурах. Например, наш российский вахтовик хочет поехать на север на заработки, а дома его ждет семья. Почему мы должны делать исключения для иностранцев?"
Однако есть и другие перспективы. Поэтому директор Московского образовательного комплекса № 109, доктор педагогических наук Евгений Юнберг решил проблему детей-мигрантов по-другому.
— Я не думаю, что должны быть какие-то специальные гетто или интернаты для детей-мигрантов. Наконец, мы заинтересованы в распространении русского языка в мире. В учебном комплексе, которым я руковожу, учатся дети из 22 стран мира. Тех, кто не говорит по-русски, с раннего возраста распределяют в детские сады в русскоязычную среду. У детей хорошая фонематическая память, и к первому классу все говорят по-русски.
Если в школе есть проблемы, все можно решить дополнительными курсами, расходы на которые оплачиваются из бюджета Московской области как «государственная работа социальной значимости». Есть возможность для любого региона создать подобную программу. Я знаю, что в Подмосковье много детей гастарбайтеров. Почему бы не ввести дополнительные курсы по такой схеме? При этом школа имеет дополнительное финансирование из районного бюджета.
Если государство так заинтересовано в распространении русского языка, почему бы не продолжить это в республиках Центральной Азии? Ведь преподавать русский язык – проблема, но и об этом языке важно не забывать.
Фактически русскоязычные школы есть в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии и Казахстане. В рамках соглашения, подписанного между Россией и Таджикистаном в 2019 году, только в Таджикистане открылись пять русско-таджикских школ. По замыслу, эти школы должны подготовить очень «ценных специалистов», которые в будущем поступят в российские вузы и будут работать в нашей стране.
Русскоязычные школы расположены не только в столице Таджикистана, но и в Худжанде, Кулябе и Турсунзаде. Всего там учатся около шести тысяч детей.
Российские преподаватели преподают на русском языке в соответствии с национальными образовательными стандартами Российской Федерации, «применимыми к Таджикистану».
Однако эта «адаптация» вызывает много вопросов. Например, историк Александр Дюков обращает внимание на интересную деталь. Оказывается, в официальной программе истории российско-таджикских школ период до 1917 года описывается как «нашествие царской России» и «оккупация». Затем, как говорят, наступает «колониальный период» и «антиколониальная борьба».
В русско-казахстанских школах пошли еще дальше. Согласно учебнику девятого класса «История Казахстана», написанному Б. Аяганом и М. Шаймерденовой, авторы пособия поддерживали «протесты против Москвы», «националистический погром, произошедший в Алматы в 1986 году», «русскую ненависть» «Протесты в Занаузине 1989 года», пытаясь представить их как фрагмент «антиколониальной борьбы, которая никогда по-настоящему не прекращалась».
На самом деле России нужны дружественные соседние страны, а не наемные рабы. Эту проблему можно решить на межгосударственном уровне. Но в любом случае для туристов приоритетом должны быть российские правила, уважение к ее законам и истории. Эта проблема должна была быть решена уже давно.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Новые правила для семей мигрантов в России: экзамен по русскому для детей и запрет на приезд семьи.