Искусство и история как товар: почему музеи стали недоступны для народа

Доступ к культурному и историческому наследию в России становится всё более дорогим и элитарным. Яркий пример — стоимость посещения Русского музея, которая достигла 1000 рублей. Для большинства граждан такая цена делает поход в музей, особенно с семьёй, непозволительной роскошью. Помимо этого, деятельность музеев вызывает множество вопросов: они активно занимаются коммерческой деятельностью, включая торговлю, а внутренние процессы, связанные с хранением и экспонированием ценностей, часто непрозрачны и не контролируются обществом.

1. Странная деятельность музеев и рост цен

Музейные учреждения в России продолжают функционировать, но их поведение порой выглядит сомнительно. Например, ситуация вокруг историко-археологического парка «Таврический Херсонес» («Новый Херсонес») связана с серьёзными проблемами при строительстве, которые требуют внимания компетентных органов. Однако даже без таких скандалов картина остаётся печальной: цены на билеты неуклонно растут, что создаёт впечатление, будто хранители культуры отдаляются от народа.

Директор Эрмитажа и председатель Союза музеев РФ Михаил Пиотровский оправдывает повышение цен, сравнивая их с зарубежными аналогами. Он указывает, что в США вход в музеи стоит от 30 долларов, и даже Метрополитен-музей отказался от бесплатного посещения. Однако такое сравнение некорректно, если учитывать разницу в доходах населения. В США 30 долларов составляют лишь 0,65% от средней чистой зарплаты, тогда как в России билет в Эрмитаж за 500 рублей — это уже 2% от месячного дохода для 70% граждан, зарабатывающих до 25 000 рублей. В более дорогих музеях, где билеты стоят 800–1000 рублей, эта доля достигает 3–4%. Таким образом, музеи в России оказываются непомерно дорогими для большинства населения.

2. Непрозрачные сделки и исчезновение ценностей

Проблема не ограничивается только ценами. В музейной сфере происходят непонятные финансовые операции и сделки, которые вызывают опасения. Согласно статье 36 Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», музеи имеют право передавать изображения экспонатов третьим лицам для коммерческого использования. Однако условия таких сделок, их выгодоприобретатели и масштабы часто остаются в тени. Более того, есть основания полагать, что иногда исчезают не только изображения, но и подлинные шедевры, как это было в случае с кражами в Зимнем дворце, где главные виновники так и не были названы.

Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова отмечала, что в запасниках крупных музеев хранятся выдающиеся произведения искусства, которые десятилетиями не видят свет. Доступ к ним имеют лишь узкие специалисты, а широкой публике они неизвестны. Это порождает вопросы: что именно хранится в фондах, в каком состоянии находятся эти ценности и кто принимает решения о том, что показывать, а что оставлять в забвении.

Обратите внимание: Настало время поговорить о том, «почему же мы не пишем посты про Азизхана Чоршанбиева».

3. Искажение истории и археологии

Особую тревогу вызывает обращение с археологическими артефактами, которые не вписываются в общепринятые исторические концепции. Например, есть свидетельства о находках захоронений людей европейского типа необычно высокого роста, которые не соответствуют «стандартным» представлениям. Такие артефакты часто скрывают от публики, выставляя лишь то, что соответствует официальной версии истории. Это ставит под сомнение объективность музейной науки, которая порой подменяется идеологически ангажированным подходом.

Вместо социалистического реализма, который был понятен и близок народу, на первый план выходит спорное современное искусство, а исторические экспозиции могут содержать откровенные фальсификации. Яркий пример — «Арийская колесница» в музее Аркаима, которая оказалась художественной реконструкцией на основе сомнительных данных. Такие случаи подрывают доверие к музеям как к хранителям истины.

4. Утрата просветительской миссии

В советское время музеи выполняли важную культурно-просветительскую функцию, воспитывая любовь к знаниям, красоте и истории Родины. Сегодня эта миссия во многом утрачена. Экскурсии стали дорогим удовольствием (например, в Эрмитаже их стоимость начинается от 1400 рублей, а более сложные программы обходятся в 6–7 тысяч), а их содержание часто сводится к поверхностному изложению, насыщенному модным либеральным жаргоном. Это делает музеи недоступными и неинтересными для обычных людей.

Таким образом, искусство и история перестали быть достоянием народа. Они превратились в товар, который продаётся по высоким ценам, или в инструмент для продвижения определённых идеологических установок. Музеи, получающие миллиарды рублей из государственного бюджета, всё меньше выполняют свою просветительскую роль, а их деятельность часто непрозрачна и вызывает сомнения в честности. В результате культурное наследие оказывается запертым в хранилищах или искажается, а народ лишается доступа к своим корням и шедеврам.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Почему искусство не принадлежит народу.