Российский авиапарк будет «таять» на 3% в год, если не будет обновления

В России сократилось количество пассажирских самолетов, имеющих действующие сертификаты летной годности (САС). По данным «Ведомостей», с конца октября 2023 года по конец июня 2024 года парк 13 крупнейших российских авиакомпаний сократился примерно на 3.

Согласно перечню компаний, допущенных к осуществлению коммерческих перевозок, в настоящее время в эксплуатации находится 693 годных к полетам самолета. «Россия», входящая в группу «Аэрофлот», списала 12 самолетов, оставив 124 самолета. Парк S7 и «Ямал» сократился на 5 самолетов, а «ЮТэйр» и «Аэрофлот» сократились на 2 самолета. Тем временем некоторые перевозчики немного увеличили количество своих самолетов — Red Wings, например, отправила обратно в небо четыре самолета.

Тем временем российское информационное агентство сообщило изданию, что 19 самолетов взяли "временный отдых" и возобновят полеты "в случае необходимости". Кроме того, три самолета компании были перехвачены в недружественных странах после решения ЕС закрыть свое воздушное пространство для российских самолетов. Сегодня 96% из 171 самолета находятся в рабочем состоянии.

Ссылаясь на собственные источники, издание сообщило, что сокращение парка самолетов S7 связано с трудностями в обслуживании американских двигателей Pratt & Whitney на самолетах Airbus A320neo и A321neo.

Уточним: в случае 180-дневного простоя Федеральное управление воздушного транспорта приостановит действие сертификата на полет и удалит самолет из списка эксплуатантов.

"Ведомости" также напомнили, что пассажиропоток отечественных авиакомпаний в 2023 году достигнет 105 млн, увеличившись на 10% по сравнению с 2022 годом. Однако это все равно на 22% ниже рекордного пассажиропотока в 128 миллионов, установленного в 2019 году. Директор Росавиации Дмитрий Ядров прогнозирует, что к 2024 году это число составит чуть более 98 миллионов.

Кстати, в июне этого года Росавиация не опубликовала на своем сайте данные о парке российских компаний, объяснив "Ъ", что эту информацию необходимо оптимизировать.

Авиационный эксперт Вадим Лукашевич заявил, что влияние сокращения парка на 3% слишком незначительно, чтобы делать далеко идущие выводы.

«Это результат естественной убыли, так как новые самолеты не поступают. Как мы знаем, старые самолеты в какой-то момент перестают летать либо из-за полного исчерпания срока службы, либо из-за каких-то отдельных параметров и систем их снимают с вооружения. Удаление флота Если рассматривать системы, которые можно заменить или отремонтировать, то встает вопрос о санкциях или импортозамещении.

«СП»: Значит, сейчас волноваться рано?

——Этот показатель слишком незначителен. Если вспомнить ситуацию лета 2022 года, ситуация намного хуже.

Потому что у всех иностранных самолетов отозваны сертификаты. Затем они перешли под юрисдикцию России. Запчастей вообще нет. Некоторые самолеты простаивали, а для находящихся в полете были сняты запасные части. Произошёл инцидент так называемого «авиационного каннибализма».

«СП»: Вам удалось от него избавиться?

— Постепенно все в какой-то степени вернулось — появилась «серая» программа по запчастям, что-то пытались производить в России. В целом процесс стабилизировался.

Возвращаясь к процессу старения самолетов, напоминаю всем, что некоторые самолеты проще сдать на металлолом, чем тратить деньги на их ремонт.

Обратите внимание: Российский врач назвала опасность картофеля для некоторых людей.

Чем старше оборудование, тем сложнее и дороже будет ремонт. В какой-то момент восстанавливать машину становится финансово нецелесообразно.

Яркий пример – самолет Ту-114, который сейчас стоит памятником в Домодедово. Это турбовинтовой самолет, выполняющий дальние рейсы типа Москва-Гавана, Москва-Хабаровск и т.д. Всего было выпущено 33 таких самолета.

Когда приехали на первый капремонт, после расчетов экономисты пришли к выводу, что развертывание системы капремонта неэффективно для такого небольшого флота. Хотя эти машины могли ремонтироваться и летать еще 10-20 лет, их просто сдали на слом.

В нашем примере, если в течение не слишком длительного периода времени не появится новых самолетов, это вызовет панику. Потом через год к нынешнему числу прибавьте еще три процента, а через год еще три процента…

«СП»: Можно ли сказать, что небольшое сокращение флота — это нормальное явление?

— У любой авиакомпании мира это происходит потому, что обновляется парк. Это непрерывный процесс. Например, до санкций, до COVID-19, «Аэрофлот» с гордостью подчеркивал, что в его парке нет самолетов старше десяти лет. Это его дело.

Они покупают или берут в аренду машину, летают на ней десять лет, а потом передают ее «ЮТэйр», «Уральским авиалиниям» или еще кому-то. Тем не менее, они выпускают самолеты, которые достигают этого рубежа каждый год.

«СП»: Будут ли сейчас некоторые самолеты намеренно списываться с вооружения, чтобы их можно было разобрать на запчасти?

—— Нет, сейчас в этом нет необходимости. Если есть проблемы с обслуживанием импортного двигателя – это другая история. Затем лодку можно вынести из парка и поэтапно разобрать на запчасти.

Это чем-то напоминает автомобиль, попавший в аварию и не подлежащий ремонту. Задние колеса, багажник и крылья, а также другие уцелевшие детали владелец тогда попытался продать на свалку, чтобы хоть как-то компенсировать потерю «Железного коня». Итак, вот оно.

СП: Ждём ли мы обновления флота?

— В этом году, как вы знаете, обещали запустить «Суперджет», но отложили серийное производство до 2025 года. Кстати, «Аэрофлот» от них отказался, чтобы увеличить заказы на МС-21, который уже проходил сертификационные испытания. Он пошел дальше. Первый самолет МС-21 с гораздо большей вероятностью появится к концу следующего года, чем новый «Суперджет».

Можно предположить, что Аэрофлот, у которого были реквизированы эти самолеты, сейчас модифицировал контракт в пользу МС-21. Два самолета еще не были готовы и проходили испытания, но компания выбрала один из них.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Российский авиапарк будет «таять» на 3% в год, если не будет обновления.