Российский авиапарк сокращается: ежегодная убыль в 3% без обновления

В российской гражданской авиации наблюдается сокращение парка воздушных судов. Согласно анализу данных, с осени 2023 по середину 2024 года количество пассажирских самолетов, имеющих действующие сертификаты летной годности, у 13 крупнейших авиакомпаний уменьшилось примерно на 3%.

1. Динамика парка у ключевых перевозчиков

По официальным реестрам, на сегодняшний день в эксплуатации находится 693 сертифицированных самолета. Наиболее заметное сокращение произошло у авиакомпании «Россия» (группа «Аэрофлот»), которая списала 12 воздушных судов, оставив в парке 124 единицы. Перевозчики S7 и «Ямал» сократили свои флоты на 5 самолетов каждый, а «Аэрофлот» и «ЮТэйр» — на 2 самолета. В то же время некоторые авиакомпании, например Red Wings, смогли вернуть в строй по 4 самолета, немного увеличив свой парк.

Часть воздушных судов была переведена в статус временного простоя — 19 самолетов ожидают возобновления полетов «в случае необходимости». Кроме того, три самолета были задержаны в недружественных странах после закрытия их воздушного пространства для российской авиации. В целом, по данным агентства, 96% из 171 самолета, о которых идет речь, остаются в рабочем состоянии.

2. Причины сокращения и нормативная база

Основной причиной сокращения парка, по мнению источников, являются сложности с техническим обслуживанием, особенно для самолетов иностранного производства. Например, у S7 возникли проблемы с обслуживанием американских двигателей Pratt & Whitney на лайнерах Airbus A320neo и A321neo.

Согласно российскому законодательству, если самолет простаивает более 180 дней, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) приостанавливает действие его сертификата летной годности и исключает его из реестра эксплуатантов.

3. Контекст: пассажиропоток и статистика

Несмотря на сокращение парка, пассажиропоток в 2023 году показал рост на 10% по сравнению с 2022 годом, достигнув 105 миллионов человек. Однако этот показатель все еще на 22% ниже рекордного уровня 2019 года (128 миллионов). Прогноз Росавиации на 2024 год — чуть более 98 миллионов пассажиров.

Примечательно, что с июня 2024 года Росавиация перестала публиковать на своем сайте детальные данные о парке российских авиакомпаний, сославшись на необходимость оптимизации этой информации.

4. Мнение эксперта: естественная убыль и долгосрочные риски

Авиационный эксперт Вадим Лукашевич считает, что текущее сокращение на 3% — это незначительный показатель, являющийся следствием естественной убыли на фоне отсутствия поставок новых самолетов. Старые воздушные суда постепенно выводятся из эксплуатации из-за полного исчерпания ресурса или невозможности ремонта отдельных систем, особенно в условиях санкций.

Эксперт напомнил, что ситуация летом 2022 года была гораздо острее: после отзыва иностранных сертификатов и прекращения поставок запчастей авиакомпании были вынуждены прибегать к так называемому «авиационному каннибализму» — разбирать одни самолеты на запчасти для других. С тех пор положение частично стабилизировалось благодаря налаживанию «серых» схем поставок и попыткам импортозамещения.

Лукашевич подчеркивает, что ключевая проблема — это кумулятивный эффект. Если новые самолеты не будут поступать, то ежегодное сокращение парка на 3% будет накапливаться, что в среднесрочной перспективе может привести к серьезному дефициту воздушных судов. Он привел исторический пример с самолетом Ту-114, который был отправлен на слом не из-за технической негодности, а из-за экономической нецелесообразности организации капитального ремонта для небольшого флота.

В нормальных условиях обновление парка — непрерывный процесс. До санкций ведущие авиакомпании, такие как «Аэрофлот», постоянно обновляли флот, передавая самолеты после 10 лет эксплуатации другим перевозчикам. Сейчас этот цикл нарушен.

5. Перспективы обновления флота

Надежды на обновление связываются с отечественными проектами. Серийное производство модернизированного «Суперджета» отложено до 2025 года, при этом «Аэрофлот» сократил заказ на эти самолеты в пользу перспективного МС-21. Первые поставки МС-21, который проходит сертификационные испытания, с большей вероятностью начнутся к концу 2025 года.

Таким образом, текущее незначительное сокращение парка — это лишь первый симптом. Без возобновления поставок новых самолетов, будь то за счет восстановления кооперации или успешного запуска отечественных программ, российский авиапарк будет продолжать «таять», что в конечном итоге может сказаться на доступности и объемах авиаперевозок.

Обратите внимание: Российский врач назвала опасность картофеля для некоторых людей.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Российский авиапарк будет «таять» на 3% в год, если не будет обновления.