Новые правила для такси с 1 сентября: рост цен, дефицит водителей и теневые схемы

С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые требования к водителям такси, которые могут парализовать работу отрасли. По оценкам, до 75% таксистов не смогут выйти на линию, так как не соответствуют новым правилам, главным из которых является обязательное оформление страховки ОСГОП и получение специального разрешения.

1. В чем суть новых требований?

Согласно новому законодательству, каждый водитель такси обязан оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Этот документ призван защитить жизнь, здоровье и имущество пассажиров в пути. Однако для его получения необходимо сначала получить разрешение на осуществление пассажирских перевозок.

Процедура получения этого разрешения и стала главным камнем преткновения. Она включает в себя ряд бюрократических и практических шагов: перекраску автомобиля в утвержденные региональные цвета (например, в Москве это белый с желтыми полосами), а также ведение путевого листа с ежедневными отметками о прохождении медицинского и технического осмотра.

2. Масштаб проблемы: лишь единицы готовы

Статистика показывает катастрофическую неготовность рынка. По данным Минтранса, разрешение на работу получили лишь 21 тысяча индивидуальных водителей, что составляет около 1.5% от их общего числа. Среди сотрудников таксомоторных компаний ситуация лучше — разрешения есть у 60% (около 600 тысяч человек), но большинство из них сосредоточены в Москве. В целом по стране только каждый четвертый таксист (25%) имеет на руках необходимые документы.

3. Зачем нужен ОСГОП и как он работает?

Эксперты подчеркивают важность введения такого страхования. По словам автомобильного эксперта Петра Шкуматова, в России ежегодно по вине таксистов серьезно травмируются десятки тысяч человек, а погибает около 400. При этом пострадавшие и их семьи практически никогда не получают компенсаций.

ОСГОП призван исправить эту ситуацию. Страховой случай наступает, если пассажиру в салоне автомобиля причинен вред. Закон устанавливает следующие минимальные размеры выплат:

  • За причинение вреда жизни — не менее 2 025 000 рублей;
  • За вред здоровью — до 2 000 000 рублей;
  • За имущественный ущерб — от 23 000 рублей.

Важно, что пассажир может получить компенсацию по ОСГОП даже если в ДТП виноват не водитель такси, а другой участник движения.

4. Главное препятствие: нереалистичные путевые листы

Основная проблема новых правил, по мнению экспертов, кроется в требовании к путевым листам. Водитель обязан перед каждым выходом на смену пройти медосмотр у врача с определенной квалификацией и технический осмотр автомобиля, отметив это в документе.

«Инфраструктуры для этого в РФ просто нет, — заявляет Петр Шкуматов. — Где водитель в динамичном режиме работы должен проходить эти осмотры, непонятно. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности».

Эта нереалистичность требований, по прогнозам, приведет к расцвету теневого рынка. Уже сейчас, как отмечает эксперт, распространена практика покупки фальшивых путевых листов с готовыми отметками. Стоимость такой «услуги» составляет около 3000 рублей в месяц, а в процесс вовлечены как недобросовестные медики, так и представители таксопарков.

5. Финансовая нагрузка на водителей

Новые правила несут и прямые финансовые издержки. Помимо ОСГОП, водители такси обязаны оформлять специальный полис ОСАГО, стоимость которого значительно выше обычного. Если для рядового автовладельца полис стоит около 8 000 рублей, то таксисту придется заплатить порядка 27 000 рублей.

Это ложится тяжелым бременем на доходы водителей, которые, по словам Шкуматова, и так невелики: из каждой тысячи рублей, заплаченной пассажиром, в карман таксиста попадает лишь 270 рублей. Остальное забирают агрегаторы и таксопарки.

6. Последствия для рынка и пассажиров

Член Общественного совета Федеральной дорожной службы Минтранса Игорь Моржаретто согласен, что страхование ответственности перед пассажирами необходимо, но считает многие новые меры нереалистичными и требующими корректировки.

Главными последствиями станут:

  1. Сокращение числа легальных водителей. Многие, особенно трудовые мигранты, которым в некоторых регионах уже запрещено работать в такси, уйдут с рынка.
  2. Рост цен для пассажиров. Увеличение издержек водителей и дефицит предложения неизбежно приведут к подорожанию поездок. Эксперты предупреждают, что платить в итоге будет потребитель.
  3. Расцвет «серых» схем. Массовое использование фальшивых путевых листов и другие способы обхода правил станут нормой, что может свести на нет саму идею повышения безопасности.

Прогноз на сентябрь от экспертов осторожный: резкого коллапса может и не произойти благодаря уже отлаженным нелегальным схемам, но пассажирам стоит готовиться к более высоким чекам за поездки и, возможно, к более длительному ожиданию машины.

Обратите внимание: Samsung представила новые смартфоны Galaxy Note 20 и Galaxy Z Fold 2.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Новые правила наверняка вызовут рост цен на поездки и появление «серых схем».