Депутаты и чиновники могут два дня в неделю ездить на общественном транспорте: новый законопроект и скепсис экспертов

Идея приблизить власть к народу может получить неожиданное воплощение. Депутат Владимир Пулякин от «Новой народной партии» внёс в Госдуму законопроект, обязывающий чиновников и депутатов всех уровней два рабочих дня в неделю добираться до работы на общественном транспорте. Авторы инициативы считают, что это поможет руководству на собственном опыте понять проблемы транспорта в регионах и повысит доверие граждан.

1. Детали инициативы и зарубежный опыт

Согласно тексту документа, конкретные дни и порядок проведения «дня без автомобиля» для федеральных чиновников определит правительство, для региональных — власти субъектов, для муниципальных — местные администрации. В пояснительной записке депутат привёл удручающую статистику износа транспорта по стране: междугородние автобусы — 63.8%, троллейбусы — 64%, трамваи — 60.8%. В таких городах, как Самара и Новосибирск, ситуация ещё критичнее, где износ некоторых видов транспорта превышает 75-80%.

Пулякин также ссылается на положительный международный опыт. Например, в Узбекистане в рамках акции «День без автомобиля» министры пользовались автобусом и метро, а мэр Бишкека запретил подчинённым ездить на личных машинах по вторникам и четвергам.

2. Исторические параллели и скептицизм

Идея пересадить чиновников с комфортных автомобилей на транспорт, которым пользуются обычные люди, не нова. Ещё в 1997 году вице-премьер Борис Немцов предлагал пересесть с иномарок на отечественные «Волги», что было одобрено президентом Ельциным. Однако практика не прижилась — по официальной версии, из-за дороговизны ремонта российских машин. Примечательно, что сам Ельцин в этом эксперименте не участвовал.

Скептически к новой инициативе отнёсся и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он напомнил, что в истории уже были попытки «пересадить» чиновников, которые не привели к улучшению ситуации в стране. По его мнению, проблема не в автомобилях, а в эффективности работы: «Пусть он ездит на личном автомобиле... но если он построит хорошую систему здравоохранения, обеспечит качество образования... ни у кого не возникнет сомнений».

3. Мнение эксперта: популизм и проблемы контроля

Научный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в интервью «СП» выразил сомнения в работоспособности законопроекта. Основная проблема, по его мнению, — невозможность эффективного контроля его исполнения. Кто и как будет проверять, действительно ли чиновник сел в метро, а не проехал пару остановок на служебной машине?

«Это популизм, — считает эксперт. — Эффективность относительна... Все наши магазины закроются и останутся только автобусные маршруты, потому что из одного бюджета надо делать и то, и другое». Журавлёв отмечает, что для реальных изменений чиновники должны пользоваться транспортом постоянно, а не «три дня дышать и три дня отдыхать». Он также напомнил о неудачном опыте с «Волгами», которые быстро ломались и не выдерживали сравнения со старыми образцами.

В качестве исторического прецедента эксперт привёл период с 1917 по 1928 годы, когда зарплата партийных чиновников была ограничена и не могла превышать заработок рабочих. Однако такая система привела не к равенству, а к росту скрытых привилегий — спецпайков, столовых и транспорта.

Таким образом, несмотря на благие намерения, законопроект сталкивается с вопросами практической реализации, контроля и долгосрочного эффекта. Остаётся открытым вопрос, станет ли эта инициатива реальным инструментом «сближения с народом» или останется лишь символическим жестом.

Обратите внимание: МИД Германии прокомментировал заявления немецких депутатов по Навальному.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Бюрократов и депутатов предлагают пересадить на общественный транспорт.