Логистика как ключевое звено: как доставить дальневосточную рыбу на столы россиян

Власти России запустили масштабную программу по увеличению внутреннего потребления рыбы. Как сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, вице-премьер Дмитрий Патрушев утвердил дорожную карту по популяризации отечественной рыбной продукции. В рамках этой стратегии уже в июле было создано АНО «Российское агентство по продвижению рыбной продукции». Его задачи — изучение потребительского спроса, проведение рекламных кампаний, организация мероприятий и поддержка регионов. Первые итоги этой работы планируется подвести уже до конца текущего года.

1. Цели и вызовы отрасли

По оценкам Шестакова, в 2024 году потребление рыбы в России составит 21-23 килограмма на человека. Стратегическая цель — довести этот показатель до 28 килограммов к 2030 году. Для этого планируется активная социальная реклама, промоакции в магазинах и ресторанах, а также внедрение «рыбных дней» в учреждениях.

Однако на пути к этой цели стоят объективные трудности. Ожидается, что в 2024 году вылов лосося снизится примерно вдвое — до 2,5-2,6 млн тонн, что повлияет на общий объем добычи. При этом экспорт рыбной продукции, основными направлениями которого остаются Китай, Япония, Южная Корея и Нидерланды, демонстрирует снижение как в объемном, так и в стоимостном выражении.

2. Инвестиции в флот и инфраструктуру

Параллельно с популяризацией идет модернизация рыбопромыслового флота. В рамках программ инвестиционных квот и крабовых аукционов компании получают права на добычу в обмен на обязательства по строительству судов и перерабатывающих заводов. Несмотря на вызовы, связанные с санкциями (первый этап программы продлен до 2026 года), отрасль показывает прогресс: в море уже работают 29 новых судов, а до конца года планируется спустить на воду еще пять. Всего по первой волне инвестиционных квот запланировано строительство 105 судов и 25 заводов.

3. Главная проблема — логистика

Ключевым вызовом для наращивания внутреннего потребления является транспортировка улова с Дальнего Востока, где добывается 70% российской рыбы, в густонаселенные западные регионы страны. Об этом в интервью рассказал генеральный директор компании «Дальрефтранс» (входит в группу FESCO) Андрей Гречкин.

Исторически сложилось, что основная часть продукции, особенно такая массовая, как минтай, шла на экспорт. Сейчас задача — переориентировать потоки на внутренний рынок. Для этого, по мнению эксперта, критически важно наладить глубокую переработку рыбы прямо у мест вылова, чтобы сохранить ее качество, и решить вопрос с транспортными расходами.

4. Субсидии как двигатель поставок

Основным инструментом снижения логистических издержек стали государственные субсидии на железнодорожные перевозки рыбной продукции. Как отмечает Гречкин, лимиты этих субсидий традиционно «выбираются» перевозчиками за 2-3 недели, что свидетельствует о высоком спросе. В 2024 году действие субсидий, помимо минтая, было распространено на лосося и сельдь, что должно стимулировать поставки.

Эксперт предлагает пойти дальше и рассмотреть возможность предоставления неограниченных субсидий на год. Это позволит собрать точную статистику о реальных потребностях рынка и сформировать более сбалансированную и долгосрочную программу поддержки.

5. Проблемы с контейнерами и приоритеты перевозок

Еще одна задача — обеспечение доступности рефрижераторных контейнеров. Дефицит, остро ощущавшийся несколько лет назад, начинает снижаться. После ухода с рынка международных операторов российские компании смогли нарастить парк рефконтейнеров с 7 до 12 тысяч единиц.

Однако сохраняется проблема дисбаланса: после окончания сезона лова на западе страны скапливаются пустые контейнеры, которые медленно возвращаются на восток. Решением могло бы стать повышение приоритетности перевозок продовольственных грузов, включая рыбу, в графике движения поездов. Увеличение оборачиваемости контейнерного парка — ключ к росту объемов перевозок.

6. Что везут по железной дороге?

Основу грузопотока составляет минтай — самый массовый и стабильный по объемам вылова продукт. Растут перевозки рыбного филе, а также сурими (рыбного фарша), на который, по мнению Гречкина, также стоило бы распространить субсидии. Сезонно значительную долю занимают сельдь и лосось. По данным Росрыболовства, на середину сентября 2024 года вылов минтая на Дальнем Востоке превысил 1,6 млн тонн, что на 9,7 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Таким образом, для успеха стратегии по увеличению потребления рыбы в России необходимо синхронизировать усилия по популяризации продукции, развитию переработки и, что самое важное, — созданию эффективной и доступной логистической цепочки, способной доставить свежий улов с восточных берегов страны на столы потребителей в центральных регионах.

Обратите внимание: Топ 5 секретов российских знаменитостей раскрытых на всю страну.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Поймать не проблема, проблема довезти улов через всю страну.