Поймать не проблема, проблема довезти улов через всю страну

Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что вице-премьер Дмитрий Патрушев подписал дорожную карту по популяризации отечественной рыбной продукции.

В рамках реализации данного документа в июле создано АНО «Российское агентство по продвижению рыбной продукции». Агентство будет изучать потребительские предпочтения, проводить информационные кампании для общества, проводить тематические мероприятия, оказывать методическую поддержку регионам и рынкам. Первые мероприятия «дорожной карты» завершатся в этом году, сообщили «Хьюриет Россия» в пресс-службе.

По расчетам Шестакова, в этом году потребление рыбы в России достигнет уровня 21-23 килограмма на душу населения. Целевой результат всей национальной дорожной карты — 28 килограммов на душу населения к 2030 году. Популяризация планируется посредством социальной рекламы, промоакций в сфере розничной торговли и общественного питания, подготовки предложений для государственных организаций по организации «Рыбных дней.

Что касается вылова рыбы, то, по словам Шестакова, в 2024 году улов лосося ожидается на уровне около 2,5-26 млн тонн, что в два раза ниже, чем в прошлом году - следовательно, общий вылов также ожидается ниже, достигнув примерно 500 млн тонн (5,3 млн тонн в 2023 году).

В первом полугодии Россия экспортировала около 1 млн тонн рыбной продукции, при этом как общий объем экспорта, так и его стоимость снижаются. Поставки в основном осуществляются в Китай (50% экспорта), Японию, Южную Корею и Нидерланды (перевалочный пункт российской рыбы, поступающей в страны ЕС). Крупнейшим импортёром среди африканских стран является Нигерия.

Как продвигается строительство новых российских рыболовецких судов? В Российском государственном информационном агентстве пояснили, что в рамках программы инвестиционного квотирования государство выделяет квоты компаниям, эксплуатирующим водные биоресурсы, в обмен на развитие добычи, переработки или строительство флота. Также реализуется национальная программа крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами.

Первый этап инвестиционных квот, запущенный в 2017 году, был продлен до 2026 года из-за новых международных санкций. В российском государственном информационном агентстве подчеркнули, что на данный момент в море находятся 29 новых кораблей, и до конца года ожидается спуск на воду еще 5 новых кораблей.

В марте «Ведомости» сообщили, что менее чем за пять лет Россия построила 23 новых серийных судна различной мощности. Издание отмечает, что на первом этапе инвестиционной квоты законтрактовано строительство в общей сложности 105 судов, из них 64 рыболовных и 41 крабовое, для которых построено 25 заводов.

О текущей работе российской рыбной отрасли в интервью Free Press рассказал генеральный директор компании «Дальрефтранс» (входит в транспортную группу FESCO и член АСОРПС) Андрей Гречкин.

——Исторически 70% водных биологических ресурсов разрабатывалось на Дальнем Востоке, тогда как российское население было сосредоточено в западном регионе. Трафик идет с Дальнего Востока в Сибирь и Уральский федеральный округ и, конечно же, в Центральный федеральный округ. Треска была и остается основой грузового транспорта. Это самые крупные и равномерно вылавливаемые продукты в течение года.

Между тем, средства массовой информации уделяют внимание в первую очередь лососевому лову (интенсивному вылову лососевых видов летом и в начале осени). Для него характерен низкий улов в четные годы и высокий – в нечетные. Это длится всего 2-3 месяца. Долгое время до 80% рыбной продукции в основном отправлялось на экспорт, в основном в Китай и Южную Корею.

Наша задача сегодня — переориентировать внутреннее потребление трески. Страна уже начала предпринимать шаги в этом направлении, и результаты впечатляют. Во-первых, улучшилось отношение потребителей к рыбе.

Но производителям необходимо обеспечить более глубокую и качественную обработку трески, желательно вблизи мест лова, чтобы сохранить все органолептические характеристики продукта.

«СП»: Как развивать перевозки рыбной продукции?

- Необходимо снизить стоимость перевозки рыбной продукции. Снизить ее издержки усилиями логистических операторов невозможно, поэтому несколько лет назад был предложен инструмент субсидирования ставок железнодорожных грузовых перевозок.

Минсельхоз регулярно определяет пределы этих субсидий, и практика показывает, что благодаря этим субсидиям рыба очень активно отправляется в центральные регионы страны.

Обратите внимание: Топ 5 секретов российских знаменитостей раскрытых на всю страну.

На моей памяти лимиты этих субсидий всегда использовались по максимуму и «выбирались» в течение 2-3 недель.

В идеале было бы неплохо предоставить неограниченную субсидию на год, чтобы накопилась статистика и все знали, сколько рыбы хватит на розничную продажу. Нам необходимо обеспечить ритейлу доступ к дешевым продуктам и работать с ними. Посмотрите, как это работает, а затем сформулируйте план субсидирования на этот год.

Если речь идет о планомерном увеличении внутреннего потребления рыбной продукции, то необходимо будет выделять транспортные субсидии в течение всего года. Такое решение, безусловно, отразится на поставках рыбы. К счастью, в этом году помимо минтая и филе минтая сферу субсидий пополнили лосось и сельдь. Однако, помимо законодательного надзора, необходимо улучшить и взаимодействие МПС России и МПС. Сельское хозяйство перевозит рыбу с Дальнего Востока в европейскую часть России, чтобы эти новые позиции действительно были доступны при подаче заявок на отправку.

«СП»: Каковы основные проблемы при перевозке рыбной продукции по железной дороге? Есть ли сложности с доставкой контейнеров?

——Дефицит рефрижераторных контейнеров, о котором часто говорили два-три года назад, сейчас начинает спадать.

Напомню всем, что в 2022 году по мере ухода с российского рынка крупных международных операторов рефконтейнеров отечественные операторы получат возможность обновить и увеличить собственный парк рефконтейнерной техники за счет временного возврата к нулевым тарифам. По данным АСОРПС, парк рефрижераторных контейнеров российского оператора увеличился с 7 до 12 тысяч.

Сейчас транспортировка контейнеров по железной дороге с запада на восток представляет проблемы, поскольку рефрижераторные грузы не всегда подпадают под необходимые ограничения для железнодорожных перевозок. Поздней осенью, когда заканчивается рыболовный сезон, на западе страны может скопиться излишек рефконтейнерного парка. И этим контейнерам требуется много времени, чтобы вернуться на восток. Поэтому целесообразно поднять вопрос о повышении приоритетности железнодорожных продовольственных перевозок.

Поэтому балансировка парка и ускорение оборачиваемости платформ и контейнеров являются приоритетными задачами. Если мы решим этот вопрос совместно с РЖД и государственными регуляторами и повысим приоритетность перевозки продовольствия по железной дороге, мы решим потенциальную проблему поставок контейнеров в период массовой миграции лососей на Дальнем Востоке.

Есть один показатель – утилизация контейнерного парка. Это отношение всех контейнеров, перевозящих груз, к общему контейнерному парку, принадлежащему компании на определенный момент времени. Цифры выше 60% считаются нормальными. В этом году мы регулярно выходили на 42%, а осенью этот показатель увеличился до 56%, а значит, есть вероятность еще 20-30% увеличения объемов грузоперевозок%.

«СП»: Какую рыбу в основном перевозят по железной дороге и доставляют на склады и в магазины?

— Наибольший потенциал производства и роста имеет треска. Сейчас доля поставок рыбного филе увеличивается, но необходимо распространить субсидирование на сурими – фарш из трески, потребление которого увеличивается, как при промышленной переработке, так и при производстве готовых блюд. Конечно, во время рыболовного сезона здесь много каменной шэд и лосося. При этом треска, палтус, кальмары и креветки не занимают важнейшего положения в транспортной структуре.

По данным отраслевой системы Росрыболовства, по состоянию на 16 сентября 2024 года крупнейшей выловленной рыбой в Дальневосточном бассейне была треска - более 1,6 млн тонн (рост на 9,7 тыс тонн по сравнению с 2023 годом). Далее следуют сельдь (Дальневосточный бассейн 323,3 тыс тонн, сельдь Балтийского моря 18,6 тыс тонн) и треска (Дальневосточный и Северный бассейны 279 тыс тонн). В пресс-службе министерства добавили: "На фоне роста грузоперевозок и перевалки продукции поставлена ​​задача увеличить производство рефрижераторных контейнеров на территории Российской Федерации.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Поймать не проблема, проблема довезти улов через всю страну.