
В российской гражданской авиации вновь зафиксирован нештатный случай с участием самолета Airbus A321. Рейс национального перевозчика «Аэрофлот», выполнявший полет по маршруту Москва — Анталья, был вынужден вернуться в аэропорт вылета — Шереметьево. Причиной возврата стало срабатывание датчика, контролирующего давление воздуха в салоне лайнера. Посадка прошла в штатном режиме, и, как подчеркнули в пресс-службе авиакомпании, не классифицировалась как аварийная.
1. Череда инцидентов
Это происшествие — лишь одно из многих в серии недавних событий. Так, в начале сентября Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», находившийся на высоте более 10,5 тысяч метров на пути из Антальи в Москву, столкнулся с отказом обоих автопилотов. Позже, при заходе на посадку, возникли проблемы с управлением передней стойкой шасси. Несмотря на сложности, экипаж успешно справился с ситуацией, и на борту, где находилось 235 человек, никто не пострадал. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) квалифицировало данный инцидент как авиационное происшествие и начало служебное расследование.
Еще более резонансным стал случай годичной давности, потрясший всю страну. 12 сентября 2023 года Airbus A321 «Уральских авиалиний», летевший из Сочи в Омск, совершил вынужденную посадку на поле в Новосибирской области. Причиной послужил отказ одной из трех гидравлических систем самолета. К счастью, благодаря высокому профессионализму пилотов, все 167 человек на борту остались живы и не получили серьезных травм.
2. Мнение экспертов: корень проблем
Комментируя последний инцидент в Шереметьево, Андрей Патраков, основатель службы безопасности полетов «РУН АВИА», отметил, что это уже десятый аварийный случай в текущем году, и подобные ситуации становятся привычными. По его словам, частой причиной сбоев является выход из строя электронных компонентов.
Эксперт напрямую связывает рост числа неисправностей с международными санкциями, которые привели к серьезным сложностям с поставками оригинальных авиационных запчастей. «Сегодня самолет часто летает с единственной запасной частью, — пояснил Патраков. — Необходимые детали могут не заменяться вовремя просто потому, что их нет в наличии. Мы не можем получать оригинальные комплектующие, а те, что поставляются из альтернативных источников, зачастую имеют неизвестное происхождение».
Эта ситуация, по мнению эксперта, создает конфликт между экономической целесообразностью и требованиями безопасности. Общая картина, как он выразился, «очень печальная».
Обратите внимание: Развитие в 2021 году, российского парка танков.
3. Официальная статистика и позиция регулятора
Однако не все эксперты столь категоричны. Роман Гусаров, главный редактор портала AVIA.RU, признает рост числа инцидентов (примерно на 18% по сравнению с прошлым годом), но считает это укладывающимся в нормальные эксплуатационные рамки. Он подчеркивает, что авиапарк работает в штатном режиме, а пассажиропоток продолжает расти.
Отвечая на острый вопрос о происхождении запчастей, Гусаров заявил: «Если самолет летает, значит, запчасти есть. Более того, они легальны и сертифицированы». При этом источники поставок не разглашаются, чтобы избежать новых санкционных ограничений. Контроль за качеством и наличием комплектующих, по его словам, осуществляют Ространснадзор и Росавиация.
Что касается инцидента с «Уральскими авиалиниями», эксперт напомнил, что, несмотря на отказ автопилота, в кабине находились профессиональные пилоты, которые успешно выполнили посадку в ручном режиме, доказав надежность человеческого фактора.
4. Выводы и перспективы
Несмотря на оптимистичные заявления, статистика вызывает тревогу. По количеству авиационных происшествий Россия опережает многие страны. Только за 2024 год было зафиксировано 20 отказов авиадвигателей.
Главной проблемой на ближайшую перспективу эксперты называют растущую нагрузку на существующий парк при отсутствии его существенного обновления. Пассажиропоток увеличивается, а количество самолетов — нет, что заставляет эксплуатировать их на пределе возможностей.
Таким образом, безопасность полетов на самом массовом самолете российского авиапарка — Airbus A321 — оказалась в центре сложного переплетения факторов: санкционного давления, проблем с поставками, повышенной эксплуатационной нагрузки и необходимости поддержания экономической эффективности перевозок. Разрешение этой ситуации требует комплексных мер как от регуляторов, так и от авиакомпаний.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Что не так с основным самолетом российского авиапарка?.