Финляндия рассматривает проект переноса Сайменского канала как «пограничный ров» с Россией

В Финляндии обсуждается радикальный проект по переносу Сайменского канала — ключевой водной артерии, соединяющей озеро Сайма с Финским заливом. Идея, выдвинутая представителями муниципалитетов Южной Карелии, предполагает строительство нового русла полностью на финской территории, вдоль границы с Россией. Сторонники проекта, такие как член городского совета Лаппеенранты Яри Карху, видят в нём не только транспортный, но и «оборонный» смысл, называя будущий канал «пограничным рвом».

1. Исторический контекст и экономическая ценность

Сайменский канал, построенный в середине XIX века, когда Финляндия входила в состав Российской империи, сыграл огромную роль в развитии восточных регионов страны. Судоходство, открытое в 1856 году, быстро набирало обороты: если в первые десятилетия через канал проходило 2–3 тысячи судов в год, то к 1913 году их число приблизилось к 11 тысячам. По нему перевозили лес, зерно, масло и железо.

После обретения независимости Финляндия продолжала пользоваться каналом на условиях аренды у СССР, а затем России. Последний договор, заключённый в 2010 году и вступивший в силу в 2012-м, продлил аренду до 2063 года на исключительно выгодных для финской стороны условиях — всего за 1,2 миллиона евро в год. Для сравнения, разовый проход крупного судна через Панамский канал может обходиться в сотни тысяч долларов.

2. Политический поворот и мотивы переноса

Несмотря на действующий договор и историческую взаимозависимость, на фоне ухудшения отношений с Россией и вступления Финляндии в НАТО, в Хельсинки звучат призывы к полному разрыву транспортных связей. Проект переноса канала рассматривается его инициаторами как шаг к большей «безопасности» и независимости от России.

Однако проект сталкивается с серьёзными практическими и экономическими препятствиями. Предварительная стоимость оценивается в 1–1,5 миллиарда евро, но эксперты, включая финского политолога Петера Хамеляйнена, полагают, что реальные затраты могут быть в разы выше. Кроме того, возникает вопрос: как Финляндия будет осуществлять грузоперевозки в течение многих лет, пока будет строиться новый канал? До пандемии через Сайменский канал перевозилось более 1,2 миллиона тонн грузов и около 20 тысяч туристов ежегодно.

3. Реакция из России: от скепсиса до призывов к денонсации

В России идею финских политиков воспринимают скептически. Депутат Госдумы Сергей Миронов (партия «Справедливая Россия — За правду») указывает на иллюзорность «оборонного» значения канала и напоминает, что арендное соглашение было заключено, когда Финляндия сохраняла нейтральный статус. Теперь, по его мнению, Россия де-юре помогает перевозить грузы стране-члену НАТО, что делает договор устаревшим. Миронов уверен, что соглашение рано или поздно будет денонсировано, а если Финляндия захочет восстановить связи, условия будут уже другими.

Ещё более категоричен депутат Виталий Милонов («Единая Россия»). Он сомневается в самой способности современной Финляндии, по его словам, «завязшей в бюрократии» и потерявшей промышленность, реализовать такой масштабный проект без внешней помощи, которую теперь вряд ли окажут.

4. Выводы и перспективы

Обсуждение переноса Сайменского канала стало ярким символом глубокого кризиса в российско-финляндских отношениях. С одной стороны, это демонстрация стремления Финляндии к полной автономии от России, даже ценой огромных экономических затрат и логистических сложностей. С другой — в Москве звучат голоса, призывающие ответить на недружественные шаги денонсацией выгодного для Хельсинки договора об аренде. Пока проект остаётся на уровне дискуссий, но он чётко обозначает новую реальность, в которой исторически сложившаяся экономическая взаимосвязь приносится в жертву политическим соображениям.

Обратите внимание: Спросил у мужиков во дворе, готовы ли они воевать за свою страну?.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: На фоне руссофобии горячие финские парни готовы взяться за лопаты.