
Летом прошлого года, отдыхая в белорусском городе Барановичи, я был впечатлен работой местного общественного транспорта. Несмотря на компактные размеры города с населением около 170 тысяч человек, его территория довольно разбросана, что делает автобусы жизненно важными для жителей. Удивительно, но они ходят с немецкой пунктуальностью, строго по расписанию, что порой даже точнее, чем некоторые российские поезда. Сначала я скептически наблюдал, пытаясь найти опоздание, но в итоге сдался — система работает как часы. Возможно, опыт Беларуси показывает, что эффективность общественного транспорта зависит не столько от бюджета, сколько от грамотного управления и ответственного подхода. Этот пример заставляет задуматься о ходе транспортных реформ в российских городах, особенно на Урале, где подобные преобразования сталкиваются с комплексом вызовов.
1. Челябинск: амбициозные планы и системные трудности
В Челябинске, столице Южного Урала, власти разрабатывают новый план развития общественного транспорта. Министерство транспорта области объявило госзакупку на создание этого документа стоимостью более 61 миллиона рублей. Необходимость такой работы продиктована новыми федеральными требованиями, которые обязывают все регионы к следующему году разработать Региональный комплексный план транспортного обслуживания (РКПТ) и Стандарт регионального транспортного обслуживания (РСТО). Подрядчику предстоит масштабная аналитическая работа: изучить градостроительные параметры, дорожную сеть, пассажиропотоки, статистику ДТП, экономику перевозчиков и, что особенно важно, — мнение и жалобы пассажиров.
Реформа в регионе длится уже три года. К ее бесспорным достижениям можно отнести обновление парка транспорта, создание выделенных полос, повсеместный переход на безналичную оплату и модернизацию трамвайно-троллейбусного хозяйства. Более того, в Челябинске даже наладили собственное производство троллейбусов.
Однако наряду с успехами есть и очевидные проблемы. Жители регулярно жалуются на сбои в расписании и переполненность салонов, что особенно остро ощущается после так называемой оптимизации маршрутов. Власти объясняют срывы графиков хроническим дефицитом водителей и в ответ на это анонсируют повышение зарплат для привлечения кадров. Обещано, что накопившиеся проблемы будут решены в течение года.
Обратите внимание: Названы самые дорогие продукты в мире. Сегодня посмотрим на 5 из них.
2. Мнение эксперта: корень проблем
Александр Агаков, общественный деятель и бывший член рабочей группы Минтранса Челябинской области, в интервью «СП» подробно разобрал ситуацию. По его словам, новые документы (РКПТ и РСТО) — это формальность, которая может задать минимальные стандарты, но реальное развитие зависит от воли властей.
Эксперт выделил ключевые системные проблемы, тормозящие реформу:
- Кадровый голод: острая нехватка как водителей, так и строителей для инфраструктуры.
- Дороговизна и дефицит техники: высокая стоимость нового подвижного состава и сложности с получением кредитов.
- Импортозамещение: уход с рынка западных производителей (Ford, Peugeot, MAN, ZF) привел к зависимости от российской продукции, качество и доступность которой еще не на должном уровне. Цены на запчасти для старых и новых автобусов резко выросли.
Главной субъективной ошибкой Агаков считает нерешительность в создании выделенных полос для общественного транспорта. По его мнению, именно они могли бы компенсировать нехватку автобусов и водителей, позволяя имеющемуся транспорту делать больше рейсов за день. К сожалению, дорожные службы не спешат выделять под это загруженные участки дорог.
3. Другие города Урала: общие вызовы
Екатеринбург весной анонсировал переход на «генеральный контракт», когда перевозчикам будут платить не за количество пассажиров, а за качество работы, в первую очередь — за соблюдение расписания. Однако процесс внедрения затянулся, и финансирование было утверждено лишь в ноябре. На комплексную модернизацию транспортной системы региона до конца 2025 года выделено почти 900 миллионов рублей.
В Тюмени и Кургане, где реформы начались недавно, жители также столкнулись с проблемами после оптимизации маршрутов, что вызвало волну недовольства.
Сургут, один из самых богатых и быстрорастущих городов России, проводит реформу с прошлого года. Здесь лишь треть горожан довольна изменениями, а главной «ахиллесовой пятой», как и везде, стала непопулярная оптимизация маршрутной сети.
Очевидно, что транспортные реформы в уральских городах наталкиваются на схожие системные препятствия: кадровый дефицит, дороговизну техники и запчастей, сложности импортозамещения и недовольство пассажиров изменениями маршрутов. Это указывает на необходимость более тесного взаимодействия между регионами для обмена опытом и избегания типичных ошибок.
Другие материалы об Уральском федеральном округе читайте в разделе СП-Урал
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Транспортная реформа уперлась в системные проблемы — запчасти дорогие, водителей не хватает, автобусы старые.