В Государственной Думе активно обсуждается инициатива, которая может кардинально изменить правила приёма в школы для детей иностранных граждан. Спикер Вячеслав Володин и вице-спикер Ирина Яровая внесли законопроект, устанавливающий обязательное тестирование по русскому языку для детей-иммигрантов при поступлении. Ключевая идея — запретить посещение обычных школ тем, кто не владеет языком на достаточном уровне. Авторы законопроекта указывают на серьёзные проблемы в учебном процессе: дети, не понимающие учителя, не только отстают сами, но и создают трудности для всего класса, становясь источником нервного напряжения.
1. Позиция Совета по правам человека
Эту проблему уже неоднократно подчёркивал председатель Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. По его словам, десятки тысяч детей мигрантов, включая подростков, оказываются в российской школе, совершенно не зная русского языка. Действующее законодательство обязывает учебные заведения принимать всех детей, что часто приводит к формальному присутствию таких учеников на уроках без реальной возможности учиться. СПЧ ранее уже предлагал внести изменения, чтобы ребёнок, не говорящий по-русски, не мог быть зачислен в обычный класс.
2. Суть законопроекта и спорные моменты
Согласно пояснительной записке, новый закон обяжет всех детей иностранных граждан и лиц без гражданства проходить проверку знания русского языка перед зачислением. Цель — обеспечить их успешное освоение основной образовательной программы. Разработкой тестов и критериев оценки займётся Рособрнадзор.
Один из самых острых пунктов законопроекта — отказ в приёме детям, проживающим в России нелегально. Однако, как показало первое обсуждение в профильном комитете Госдумы 25 ноября, эта норма вызывает серьёзные возражения. Многие депутаты считают недопустимым оставлять детей без образования и присмотра, даже если их родители находятся в стране с нарушением миграционного законодательства. Высока вероятность, что этот пункт будет исключён или пересмотрен.
Вячеслав Володин сообщил, что законопроект направлен в регионы для обсуждения, а его первое чтение в Госдуме запланировано на 10 декабря.
3. Мнение депутата Николая Харитонова: не торопиться с выводами
Главный вопрос, который возникает: что делать с детьми, которых не примут в школу? На этот вопрос в интервью ответил депутат от КПРФ, член президиума ЦК партии Николай Харитонов.
Он призвал не торопиться с принятием решений, поскольку обсуждение только началось и носит очень эмоциональный характер. Харитонов отметил, что даже инициативы Володина часто дорабатываются и не всегда принимаются в первоначальном виде. Он подчеркнул, что введение закона может быть отложено до создания всей необходимой инфраструктуры.
— Куда разместить этих детей – вот правильный вопрос, — заявил депутат.
4. Опыт соседних стран и поиск решений
Харитонов обратил внимание на языковую политику в странах СНГ. Он привёл в пример Казахстан, где, по его мнению, мягкое отношение к русскому языку при Назарбаеве сменилось давлением, что привело к оттоку русскоязычного населения.
Депутат считает, что Россия, как многонациональная страна, должна искать гуманные решения для граждан СНГ. В качестве альтернативы он предложил не создавать в России школы на национальных языках, а развивать систему обучения русскому за рубежом.
— Более простой и политически выгодный вариант — открыть школы русского языка в соседних странах, — отметил Харитонов. — Люди, планирующие работать в России, могли бы отдавать туда своих детей. Или же отправлять детей на подготовительные курсы русского ещё до переезда.
5. Киргизский опыт как эталон
Особое внимание в интервью было уделено опыту Киргизии. Харитонов указал, что у мигрантов из этой страны, как правило, нет языкового барьера.
— У тех, кто приезжает из Киргизии, никаких проблем нет, там русский — второй государственный, — пояснил он. — И взрослые, и дети свободно говорят по-русски, потому что язык преподаётся во всех школах.
Этот опыт, по мнению депутата, стоит учитывать и развивать на международном уровне, побуждая страны-экспортёры рабочей силы уделять больше внимания преподаванию русского языка.
6. Необходимость взвешенного подхода
Харитонов подчеркнул, что необходимо найти образовательный процесс, который не ущемлял бы ни русских, ни нерусских детей. Ребёнок, не знающий языка, чувствует себя чужим в классе, что негативно сказывается на его психологии и может провоцировать конфликты.
Депутат предложил продумать механизм предварительного тестирования для семей, планирующих долгосрочное пребывание в России, ещё до их приезда. Также необходимы специальные подготовительные программы для детей, чтобы они не чувствовали себя неполноценными в российской школе.
— Не торопитесь, нам нужно очень тщательно продумать не только каждое положение этого закона, но и множество сопутствующих документов, — резюмировал Николай Харитонов. — Это делается не для того, чтобы усугубить положение детей, а для того, чтобы облегчить детскую участь.
Обратите внимание: Владимир Пресняков и Наталья Подольская стали родителями во второй раз? У пары родился сын Ванечка?.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Николай Харитонов: У тех, кто приезжает из Киргизии, никаких проблем нет, там русский — второй государственный.