1. Авария в Анталье и история проблем
25 ноября самолет Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс из Сочи в Анталью, загорелся после жесткой посадки. По предварительным данным, удар о взлетно-посадочную полосу привел к пробою топливного бака стойками шасси. Это не первый подобный инцидент. Еще в 2018 году Межгосударственная авиационная комиссия (МАК) рекомендовала разработчикам внести изменения в конструкцию шасси для снижения подобных рисков, однако, как показывает практика, проблема остается актуальной.
Производитель самолета, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), подтвердил факт утечки топлива и пожара, связав происшествие с возможными сложными погодными условиями. Для установления всех обстоятельств создана специальная комиссия. Несмотря на инциденты, Superjet 100 остается ключевым самолетом для российских авиакомпаний, демонстрируя в 2024 году высокий уровень эксплуатационной готовности — 97-98%.
2. Системный характер происшествий
Проблемы с Superjet 100 носят, по мнению экспертов, системный характер. Так, в октябре 2018 года самолет авиакомпании «Якутия» при посадке в Якутске выкатился за пределы ВПП, сломав стойки шасси. На борту находился 91 человек, многие получили травмы.
Настоящая трагедия произошла 5 мая 2019 года. SSJ 100, выполнявший рейс Москва–Мурманск, был вынужден вернуться в Шереметьево. При жесткой посадке произошло возгорание, приведшее к частичному разрушению и сгоранию лайнера. Погиб 41 человек из 78 находившихся на борту.
3. Мнение эксперта: конструктивный дефект и необходимость радикальных решений
Вопрос безопасности самолетов Sukhoi Superjet 100 мы обсудили с Олегом Смирновым, заслуженным летчиком СССР и председателем комитета гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре.
— Катастрофа 2019 года и недавний инцидент в Анталье имеют схожий характер, — отмечает эксперт. — Это указывает на ошибку проектирования: движущиеся части шасси при определенных условиях пробивают топливный бак, что приводит к пожару. Когда западные автопроизводители обнаруживают системный дефект, они останавливают производство и модифицируют модель. Наши же 150 летающих Superjet, составляя основу флота, остаются «бомбой замедленного действия». Непонятно, почему при неустраненных недостатках эти самолеты продолжают считаться годными к полетам.
По словам Смирнова, власти должны осознать серьезность проблемы. Выпуск новых самолетов этого типа, особенно с учетом проблем с двигателями (изначально российско-французской сборки, сейчас не подлежащими ремонту), выглядит сомнительным. Эксперт считает, что для полной замены парка из 150 Superjet потребуется построить около 300 новых двигателей, что является нереальной задачей в ближайшей перспективе как по срокам, так и по стоимости. Модель Superjet 100 во многом основана на технологиях 30-40-летней давности, и проще было бы сосредоточиться на создании новых моделей, чем бесконечно дорабатывать старую.
Обратите внимание: Виктор Гончаренко покидает «ЦСКА». Главные причины и почему он все равно является топ тренером РПЛ.
4. Позиция отрасли: реалии и планы
Руководитель службы безопасности полетов компании «РУН Авиа» Андрей Патраков подчеркивает, что Superjet 100 сегодня — это основа авиапарка страны. Из примерно 300 построенных машин в эксплуатации находится более 100. Их вывод нанесет серьезный удар по транспортной системе России. Кроме того, новые российские двигатели ПД-8 для модернизированной версии самолета еще не готовы к серийному производству.
Касательно недавнего объединения конструкторских бюро в структуре ОАК, эксперт высказал сдержанный оптимизм. Новая структура под руководством Вадима Бадехи, объединившая ОКБ Туполева и Яковлева, по планам Ростеха, должна ускорить создание отечественного авиапарка.
— Однако, если говорить о моей экспертной оценке, — заявил Патраков, — то никакой тысячи самолетов к 2030 году мы все равно не получим. От силы создадим с десяток. Увы, учитывая имеющиеся сегодня технологические возможности, это и есть реальность.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Авиаэксперт Андрей Патраков: «Никакой тысячи самолетов к 2030 году мы все равно не получим, от силы создадим с десяток».