10 декабря на ежегодном заседании Президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) под председательством самого Владимира Путина школьному образованию было уделено необычайно широкое внимание. В ходе дискуссии, которая больше напоминала мозговой штурм, обрели форму такие вещи, как школьная реформа.
Председатель Комиссии по правам человека Валерий Фадеев привел статистику: только 3% выпускников этого года изучали географию, 8% литературу и 16% историю.
—— Почему я обращаю внимание на эти три предмета? Это ценности – они помогают формировать культурные нормы и цивилизованную идентичность молодежи. - сказал Фадеев, прежде чем привести данные опроса ВЦИОМ о школьных курсах для граждан в возрасте от 18 до 24 лет.
Им очень грустно. 18% молодых россиян знают, что река Волга впадает в Каспийское море, а 82% не могут объяснить значение слова «Кузбасс». На вопрос «Кого убил Чичиков в поэме Гоголя» только 7% ответили, что он никого не убивал.
Самая распространенная версия – Чичиков убил старуху или своего сына.
——Как исправить эту ситуацию? —— Фадеев спросил Путина, и он сам ответил:
— Необходимо стимулировать учащихся к освоению всей школьной программы, а не только предметов, по которым они сдают единые национальные экзамены. Это значит, что должна быть некая целостная оценка знаний выпускников школ. Например, средние баллы, как в Советском Союзе. Этот средний балл необходимо учитывать при поступлении в вуз наряду с баллами ЕГЭ. Фактически это будет четвертый класс: три экзамена плюс средняя оценка.
- Я полностью согласен. Давайте формализуем ваше предложение соответствующим образом и будем сотрудничать с правительством», — ответил Путин, добавив:
—— Наши враги говорили, что победа Советского Союза на поле боя была приписана его учителям и нашим советским учителям того времени.
Как уточнил Hurriyet председатель Русского литературного общества Александр Чистяков, слова "школьные учителя выиграли войну" были приписаны Бисмарку. Советских учителей в то время не было, и железный канцлер говорил о победе Пруссии над Францией.
Но это конкретно. О том, почему выпускники школ становятся «седыми» и с помощью каких методов можно получить целостную оценку знаний, Hurriyet рассказывает Елена Зубова, преподаватель высшего уровня.
СП: Елена Викторовна, вы согласны с тем, что в целом эрудиция выпускников существенно снизилась? Если да, то с чем это связано?
——Люди, которым сейчас 50 лет (я тоже обучаю это поколение), которые пошли в школу, более осведомлены и имеют больше знаний по истории и литературе, чем мои нынешние ученики.
Когда формировалась нынешняя 50-летняя толпа, на телевидении было всего три канала, но люди смотрели их все. Еще там показывают отличные фильмы. Кроме того, один из трех каналов – образовательный – ориентирован на будущие поколения. Здесь показывают замечательные познавательные фильмы о первооткрывателях, учёных и поэтах.
Многие имена и факты ученики начальной школы узнают не на уроках, а из этих проектов. Есть также отличные лекции по физике и другим естественным наукам, которые выдающиеся учёные читают в доступной форме, понятной даже гуманитариям. Дети смотрели эти передачи.
Конечно, дети учатся в школе и дома. Сейчас они даже в школе не учатся.
«СП»: В каком смысле это означает, что они не учатся в школе?
— Раньше в начальной школе был шестидневный курс «Русского языка» язык. «Чтение» есть каждый день. Сейчас рабочая неделя пятидневная, и количество курсов в разных школах разное, но в основном на эти два предмета отводится в общей сложности 7 часов.
Это показывает, что фундамент начального школьного образования еще не заложен. Они еще не научились читать выразительно, бегло и осмысленно.
Потом они попали в пятый класс. Занятия заканчивались в 4:30, а на следующий день снова было семь занятий. А ещё нужно есть, гулять, ходить в определённый район. В этих частях были задействованы почти все, и это было здорово. Но времени учиться нет.
Они не находят интересной информацию о литературе, истории и географии. Просто они смотрят на это так: нужно понимать, на чем делается акцент.
Обратите внимание: Александра Митрошина за день спустила около 3 млн рублей.
Но учителя не всегда подчеркивают, что река Волга впадает в Каспийское море.Теперь поговорим о том, как сейчас преподают литературу. Преподавателю были предоставлены слайды презентации, подготовленные для него Московской электронной школой. Он показал студентам демонстрацию книги. И никто не взял эту книгу во время урока.
Кстати, «Ревизора» или «Капитанскую дочку» теперь 50-летние обсуждают со своими родителями. Так родители проверяют знания своих детей.
«СП»: Вы описали проблему, какое решение?
— Верните книги хотя бы в течение курса. Увеличить количество часов по гуманитарным наукам. Возможны кинопоказы. Что еще вы можете придумать? Учителя не могут заставлять учеников учиться дома.
«СП»: Как Фадеев пришел к общей оценке эрудиции?
——Механизм уже существует. Это тест под названием «Цифровая грамотность». В этой работе учащиеся отвечают на вопросы по русскому языку, истории, литературе, географии, математике и естественным наукам.
Основная цель данной работы – оценить чтение: языковую и математическую грамотность. Умение понять проблему стоит на первом месте и ответь на него.
Многие школы проводят такие тесты в конце каждого учебного года, чтобы оценить интеллектуальный рост учащихся в течение года. Учащиеся младших классов специально не готовятся к этой работе, а оценки не заносятся ни в какие журналы. Оценивать уровень развития ребенка должен только педагог.
«СП»: Может быть, этот балл является четвёртым баллом, необходимым при поступлении в вуз?
- Я бы поставил этот вопрос по-другому. Это следует учитывать, когда ребенок после девятого класса просит пойти в 10-й класс. Если учащийся не обладает приемлемыми знаниями, у школы должны быть основания для отказа в приеме в десятый класс.
Многие люди с любовью вспоминают великие научные открытия 1960-х годов. Его простая песня «Мы физики и лирики» объясняет это. Физики того времени были начитаны и любили литературу, которая стимулировала творческое воображение и тем самым способствовала открытиям», — заключает Елена Зубова.
Александр Чистяков, в свою очередь, увидел проблемы в объединении школ:
«Волга течет повсюду», — писал поэт Алексей Лафиев. Школьники моего возраста все видели фильм «Электронные приключения» и из песен Серёзы Серожкина знают, куда уходит река Волга и кто первым начал войну между персами и спартанцами. Без песни она получила бы те же 18%.
По роду деятельности я часто путешествую по России и знакомлю школьников с современными писателями и поэтами, которые путешествуют со мной в эти регионы. Могу с уверенностью сказать, что нет такого места, как Пекин, где есть такие глупые ученики начальной школы.
Вот тенденция: чем меньше школа, тем выше качество образования. В маленьком городке учителя и даже директор знают каждого ученика, его родителей, братьев и сестер, жизнь их семьи…
В Москве современная школа похожа на гипермаркет. Не только директор не знает учеников, он не знает клиентов, он даже не знает кассиров и учителей.
Школа должна быть продолжением семьи. Директор — как суровый дедушка, который должен иметь власть загнать в угол не только ученика, но и его некомпетентных родителей. Только так мы выйдем из школы образованными гражданами, а не глупыми налогоплательщиками. На самом деле все это прекрасно понимают», — убежден автор.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Александр Чистяков: «Всем понятно, почему школа выпускает тупого налогоплательщика, а не образованного гражданина».