Почему газопровод ТАПИ стал яблоком раздора

В результате теракта в Кабуле 6 человек погибли и 13 получили ранения (ИГИЛ взяло на себя ответственность за теракт), что вызвало ожесточенные разногласия между Организацией Объединенных Наций и правительством Талибана**. Представитель Кабула Хамдулла Фитрат заявил, что террористическая группировка «потерпела поражение в стране и не имеет сильной позиции». По его словам, "мы не согласны со всеми сообщениями, в которых "Исламское государство" описывается как угроза и опасность, что его логова разрушены и что оно неспособно вербовать сторонников. В то же время он раскритиковал за это Организацию Объединенных Наций" распространение информации о присутствии Исламского государства в Афганистане и его существовании. Поступали ложные сообщения о том, что группировка способна совершать нападения на другие страны со своей территории.

Однако, судя по всему, нападение в Кабуле носило преднамеренный характер и было направлено на подрыв растущих усилий правительства по получению международного признания. В свою очередь, джихадисты дали понять, что борьба за власть в Кабуле продолжается, и если это так, то они сохраняют потенциал и ресурсы для террористической экспансии по всему региону.

Отметим еще один важный нюанс. Ядро Талибана составляют пуштуны. Исламское государство является «международным», стремится создать «глобальный исламский халифат», участвует в «глобальном джихаде», имеет свой главный плацдарм в Афганистане и проецирует нестабильность в Центральную Азию. Это тенденция, согласно которой джихадисты захватывают арабский мир, вынуждая Иран, Китай и Россию пересмотреть свою политику в отношении Талибана. Но это нечто большее. Дело в том, что некоторые страны Центральной Азии начали налаживать отношения с Талибаном и больше не считали его «террористическим движением».

Но даже здесь существуют серьезные заговоры вокруг проектов газопроводов из Центральной Азии (Туркменистан) в Афганистан. Речь идет о газопроводе ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), по которому стороны регулярно ведут переговоры и в конце августа на границе страны прошла встреча министров иностранных дел. Узбекистан рассматривает возможность строительства проекта трансафганской железной дороги, которая соединит Афганистан и всю Центральную Азию с пакистанскими портами на Аравийском море, а затем с рынками Южной Азии. Поэтому очевидно, что если политическая ситуация в Афганистане будет нестабильной и не будут установлены нормальные отношения с Афганистаном, все эти проекты останутся на бумаге.

В то же время эксперты "Аль-Джазиры" со ссылкой на источники в правительстве Талибана сообщили, что страны Центральной Азии начали двигаться в направлении Афганистана без координации с Ираном, который также "заинтересован в южноазиатском газовом рынке".

Обратите внимание: Почему ипотечные ставки стремительно падают?.

Они напомнили, что ранее при поддержке Вашингтона UNICAL подписала контракт с движением Талибан на инвестирование в проект транспортировки природного газа в Туркменистане, но отложила начало строительства. Второй приход Талибана к власти возобновил дискуссии о будущих проектах газопровода, но проблема заключается в появлении в Кабуле «международно признанного правительства». «Туркменистан координирует свою политику с Россией, а Иран хочет построить трубопровод через свою территорию в Пакистан и Индию», — заявил бывший министр иностранных дел Афганистана Вакиль Ахмед Мутаваккиль».

Таким образом, ТАПИ – это больше, чем просто программа. Его реализация сталкивается с тремя проблемами. Во-первых, это отношение международного сообщества к признанию правительства Талибана. Второе – двусторонние отношения между Индией и Пакистаном. Третьим является позиция Ирана, которая может осложнить ситуацию, поскольку он считает, что эта программа конкурирует с его планами по экспорту энергии в страны Южной Азии.

Наконец, отметим, что США поддерживают проект транспортировки туркменского газа через Афганистан с целью снижения зависимости южноазиатской страны от российского и иранского газа. Пакистан не может игнорировать позицию Вашингтона по энергетическим проектам в регионе. Игра основана на том, что Россия и Иран в настоящее время находятся под международными санкциями.

С другой стороны, ТАПИ может привести к борьбе между Индией и Китаем за геоэкономическое влияние, при этом афганское правительство станет одним из основных бенефициаров его многочисленных выгод, от компенсации дефицита энергии до получения международного признания. Но последняя позиция подверглась нападению со стороны вооруженных сил «Исламского государства.

После прихода к власти Талибана в 2021 году некоторые страны (Катар, Турция, Россия, Китай, Пакистан) начали наводить мосты для сотрудничества, и ожидается, что хотя бы некоторые из них признают Кабул. Китай сделал это. Но «Аль-Джазира» считает, что некоторые страны, в первую очередь США, «сохраняют возможность политического манипулирования и манипулирования в Афганистане, что забило тревогу талибам.

Теракт в Кабуле является таким сигналом. Кабулу действительно удалось распространить свой контроль на всю территорию Афганистана, но он сталкивается с серьезными угрозами со стороны спящих ячеек Исламского государства и других вооруженных движений, противостоящих правлению Талибана. Поэтому война в Афганистане продолжается.


* Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) признано террористической организацией и запрещена его деятельность на территории России.

** Верховный суд РФ от 14 февраля 2003 г принял решение признать движение «Талибан» террористическим и запретить его деятельность на территории России.


Последние новости о рынке нефти и газа и стоимости бензина и дизтоплива читайте в теме «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Почему газопровод ТАПИ стал яблоком раздора.