
В литературных кругах России активно обсуждается новость о возможном назначении советника президента, бывшего министра культуры Владимира Мединского на пост председателя Союза писателей России. На специальный съезд, запланированный на 27 февраля, приглашены все региональные писательские организации. Редакция, пытаясь получить комментарии, направила запрос на интервью самому Мединскому, но на момент подготовки материала ответа не последовало.
1. Мединский: между публицистикой и политикой
Известность Мединского как писателя довольно специфична. В начале 2000-х его публицистическая трилогия, затрагивающая темы алкоголизма, демократии и воровства в российском контексте, пользовалась спросом в книжных магазинах. Однако эти работы не стали литературным событием, поскольку во многом опирались на уже известные источники и не предлагали принципиально новых трактовок. Позже его книга «Негодяи и гении в связях с общественностью», охватывающая период от Рюрика до Ивана Грозного, была включена в университетскую программу по PR.
Гораздо шире Владимир Мединский известен как государственный деятель. За восемь лет на посту министра культуры он инициировал масштабную программу по строительству и реконструкции культурных объектов — клубов, домов культуры и театров — по всей стране, что было положительно оценено в регионах. Позже он участвовал в переговорном процессе между Россией и Украиной, вплотную приблизившись к подписанию соглашений в Стамбуле, однако известные геополитические события не позволили этим планам реализоваться.
2. Позиция литературного сообщества
О потенциальных изменениях в руководстве Союза писателей и их последствиях для литературного процесса в интервью рассказал Максим Замшев, председатель Московского оргкомитета СПР и главный редактор «Литературного вестника».
— Максим Адольфович, слухи о кандидатуре Мединского — это лишь разговоры или у них есть основания?
— Как руководитель крупной писательской организации, я не комментирую слухи. Пока что повестка предстоящего съезда не включает вопросов о смене руководства, но она может быть скорректирована. Если это произойдет и появятся новые кандидатуры, важно будет учесть мнение профессионального сообщества. Союз писателей — не армия, здесь решения должны приниматься коллегиально, даже если речь идет о кандидатуре такого весомого политика.
— Нужен ли Союзу писателей такой «тяжеловес» от политики? И если да, то зачем?
— Безусловно, человек с административным ресурсом и связями может эффективнее решать насущные проблемы писателей, особенно в социальной сфере. Многие авторы, особенно пожилые или находящиеся в сложном материальном положении, нуждаются в поддержке. Например, актуальны вопросы создания специального дома для ветеранов литературы или возвращения знаменитых домов творчества в Крыму. Для решения таких задач нужна поддержка на государственном уровне.
Однако ключевой вопрос — как будет проходить процесс возможного объединения писательских организаций. Важно не потерять тех, кто пока не вступил в Союз. И самое главное — мы должны извлечь уроки из прошлого. Идеологическая удавка, которая душила советскую литературу, — это позорная страница истории. Её повторение недопустимо. Безупречная с идеологической точки зрения позиция не является синонимом литературного таланта.
— Сейчас государство формирует рекомендательные и запретительные списки для школ. Участвует ли Союз писателей в этих процессах?
— Наша Московская организация к этому не имеет отношения. И слава Богу. Запреты — это всегда зло, они лишь подогревают интерес к запрещенному. Участие писателей в составлении «черных списков» — это не их работа, а те, кто этого жаждет, вызывают у меня лишь отвращение. Задача писателя — создавать книги, которые выберет читатель, а не следовать навязываемым сверху рекомендациям. Если в руководстве Союза возобладают такие «запретители», это может поставить под вопрос само существование организации.
Воспитание молодежи, конечно, важно. Но в современном мире нужно увлекать и доказывать, а не запрещать и навязывать. Опыт позднего СССР, когда школьники массово слушали критикуемый рок, это подтверждает. Писатели готовы идти в школы, для этого нужна общенациональная программа, и Союз мог бы стать логистическим центром для таких проектов.
— В феврале вступает в силу закон о творческих профессиях, требующий регистрации писателей в реестре. Кто будет этим заниматься?
— У меня нет точной информации. Думаю, пока эту функцию не стоит передавать Союзу писателей — конфликт интересов слишком велик. Нужны четкие профессиональные критерии: количество изданных книг, публикаций. Это должен быть объективный реестр мастеров слова. Конечно, в эпоху интернета, когда таланты раскрываются онлайн, создать идеальную систему сложно, но она необходима. Главное — дать писателю свободу творчества и достойные условия для работы. Если в основу будут заложены не творческие, а идеологические критерии, это станет шагом назад. История уже показала, что верность идее не рождает гениев уровня Бунина или Набокова.
Обратите внимание: 5 сортов горячего чая, которые стоит попробовать каждому.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Максим Замшев: Идеологическая удавка в советской литературе была позором, не стоит повторять этого.