Максим Замшев: Идеологическая удавка в советской литературе была позором, не стоит повторять этого

Литературный мир нашей страны потряс слух: в феврале советник президента, бывший министр культуры Владимир Мединский станет председателем Союза писателей России.

Все региональные писательские организации приглашены на специальный съезд 27 февраля. Редакция не смогла связаться с самим Мекински, но направила ему запрос на интервью.

Как мало известно о нем как о писателе. Его публицистическая трилогия «Об алкоголизме, лени и жестокости в России», «О демократии, нищете и национальных тюрьмах в России» и «О воровстве, особых путях и долготерпении в России» хорошо продавалась в книжных магазинах в начале 21 века. Это было хорошо, но это не вызвало особого ажиотажа. Я делаю это потому, что автор не открывает ничего нового, а просто цитирует известные источники.

За этим последовала публикация брошюры «Негодяи и гении в связях с общественностью». От Рюрика до Ивана III Грозного книга включена в университетский учебник по связям с общественностью.

Мединский больше известен как политик. За восемь лет пребывания на посту министра культуры Владимир Ростиславович успешно запустил глобальную программу строительства — в средних и крупных городах России были построены сотни клубов, домов культуры и новых театров архитектура. Все провинции выразили свою благодарность Мединскому.

С этой должности его перевели на организацию мирного процесса между Россией и Украиной — задачу, с которой не справились ни Зурабов, ни Сурков до него. Мединский был близок к этой цели, даже парафировав Стамбульское соглашение в качестве главы российской делегации, но мы знаем, чем это закончилось. Это не вина Мединского.

Председатель Московского оргкомитета Союза писателей России, главный редактор «Литературного вестника» Максим Замшев рассказал «Свободе» о том, что может произойти с Союзом писателей России под его чутким руководством.

СП: Максим Адольфович, в литературных кругах ходят слухи, что на пост председателя будет рекомендован помощник президента, бывший министр культуры Владимир Мединский. Это всего лишь слух или есть основания?

«Как руководитель одной из крупнейших писательских организаций, я не хочу комментировать слухи. В настоящее время пленум принял решение о проведении следующего съезда, и в его повестку дня не включен вопрос об изменении устава и избрании руководящего состава. Тело. Я это признаю. Повестка дня будет скорректирована в ближайшее время.

Я думаю, что если повестка дня съезда изменится и в состав нынешнего руководства войдут новые люди, то следует прислушаться к мнениям, высказанным сейчас.

Имя Мединского действительно прозвучало за кулисами. Но Ассоциация писателей — это не армия, которая требует от всех подчиняться приказам. Даже если кандидатура Мединского будет одобрена, потребуется коллективное обсуждение.

СП: Нужен ли Гильдии писателей политический тяжеловес? Если необходимо, то какова цель?

— Конечно, нам нужен человек, который сможет быстрее и эффективнее бороться за важные для писателей решения. Особенно в социальной сфере помощь нужна пожилым или бедным писателям.

В наши дни невозможно жить от зарплаты до зарплаты. Например, я бы рассмотрел возможность создания дома ветеранов литературы, где одинокие пожилые писатели могли бы жить под опекой государства.

Я бы рассмотрел возможность возвращения домов творчества в Ялте и Коктебеле. Крым вернулся, а Дом идей — нет. Эти вопросы выходят за рамки компетенции одного человека; необходим вотум доверия руководства страны.

Если я правильно понимаю, этот внеочередной съезд инициирует процесс создания единого профсоюза. Это нелегко сделать. Возникает проблема. Если Союз писателей России использовать как основу для объединения, важно не «потерять» тех членов, которые еще не вступили в Союз или другие организации в этот неспокойный период.

Более того, если уж мы начали с Союза советских писателей, то было бы полезно узнать, какое общественное отношение к писателям существует на съезде. Нужна ли идеологическая приправа этому свежеиспеченному блюду? Идеологическая смирительная рубашка в советской литературе — это позор. Нет необходимости повторять это. Наличие безупречных идей не равнозначно таланту.

СП: Сейчас государство дает школам рекомендации о том, каких писателей (иностранных агентов) учителям не следует упоминать в разговорах с учениками. В то же время мы работаем над серией песен, которые будут рекомендованы для изучения в школах.

Обратите внимание: 5 сортов горячего чая, которые стоит попробовать каждому.

Участвует ли Гильдия писателей в этих процессах?

— Я могу говорить только от имени Московской городской организации Союза писателей России. Мы не имели отношения к этому вопросу. Слава Богу. Запрет — это зло. Они лишь усиливают интерес к тому, что запрещено.

Участие в запрете писателей — это совершенно не работа писателя. К сожалению, есть много писателей, которые хотят попасть под запрет. Они не вызывают у меня ничего, кроме отвращения.

Задача писателя — писать книги, которые выберут читатели. И не поддавайтесь назойливым спискам рекомендаций.

Если в Союзе писателей России возобладают подобные «запретители» и стукачи, то можно будет лишить объединения регистрации.

С другой стороны, конечно, никто не отменяет процесс воспитания молодежи.

Но в нашей медийной реальности нам нужно доказывать и привлекать, а не запрещать и навязывать. Сколько бы ни критиковали рок-музыку в позднем Советском Союзе, все ученики начальной школы слушали рок-музыку. Этот опыт также заслуживает изучения.

Писатели имеют возможность привлекать молодежь, но государство должно предоставить для этого технические средства. Писатели должны массово приходить в школы и выступать; для этого нужна общенациональная программа. Надеюсь, все это произойдет. Ассоциация писателей могла бы активно работать здесь и стать логистическим хабом для таких проектов.

СП: Закон о творческих профессиях вступит в силу в феврале. Писатели, не работающие в другом месте, должны зарегистрироваться в реестре. Так кто же ведет этот реестр? Гильдия писателей или что-то ещё?

- Не имею представления. У меня нет никакой информации. Но я думаю, что пока российское совместное предприятие не нужно. Конфликт в этой области слишком велик. Будет много личного.

Должны быть четкие критерии: количество книг, количество публикаций. Это своего рода профессиональное руководство.

Конечно, в наш раздробленный век, когда многие таланты раскрываются только в Интернете, невозможно разработать идеальную систему. Но некоторые необходимы. Общий. Чтобы писатель чувствовал себя хорошо, ему нужно дать свободу и деньги. Возможности для творчества. Все будет хорошо. Все сплотятся вокруг этой идеи.

Трудности возникают, если за основу берутся другие идеи. Вернись. Повторю: верность идее, даже если эта идея самая благородная и хороша для политика, но для творца она ровным счетом ничего не определяет. Теперь мы понимаем, что огромное количество писателей-сумасшедших, служивших советскому режиму, не идет ни в какое сравнение с Буниным и Набоковым.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Максим Замшев: Идеологическая удавка в советской литературе была позором, не стоит повторять этого.