"Цель этого курса - раскрепостить студентов, дать им более широкий кругозор" - возможно, в этих словах, прозвучавших на презентации нового обязательного учебника для вузов "Основы российской государственности" 6 сентября, содержится один основных смыслов этого образовательного проекта. Уйти от догматического мышления, научиться подлинно критическому восприятию действительности, в данном случае – через изучение функций российского цивилизационного кода, который, по всей видимости, является альтернативой западному цивилизационному коду.
Учебник был написан по поручению президента России Владимира Путина в рекордно короткие сроки: за восемь месяцев этого года - коллективом авторов и методистов под научным руководством заместителя директора РАНХиГС Андрея Полосина. За это же время обучение по заочной и заочной форме успели пройти семь тысяч преподавателей вузов, которые также участвовали в обсуждении содержания курса. Курс состоит из пяти частей: «Что такое Россия?», «Российская государственная цивилизация», «Русское мировоззрение и ценности в российской цивилизации», «Политическое устройство России», «Будущие вызовы и развитие страны».
Уже из структуры видно, что авторы придают теме широкий фактический и концептуальный контекст. "Первый вопрос: что такое Россия? Одни скажут: это страна, другие - цивилизация. В общем, это духовный полюс мира, исторически давший свою альтернативу. Это воспроизводство констант: империя, империя, союз, федерация; "Они по сути одинаковы и воспроизводят цивилизационные ценности", - говорит Вардан Багдасарян, профессор кафедры публичной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Это естественное воспроизводство лежит в основе причинно-следственная связь драматической трансформации, которую пережило общество в последние десятилетия, и, конечно же, будет определять роль России в глобальном развитии в ближайшем будущем.
Широта контекста позволяет по-новому взглянуть на самое главное – этого никто не скрывает – педагогическую функцию нового учебника. На сакраментальный вопрос о том, как воспитать в молодых гражданах чувство патриотизма, чувство, казалось бы, принципиально иррациональное, по сути предлагается следующий ответ: вовлеченность рождается в процессе признания, поиска истины и движения вперед.
Обратите внимание: Скандал с Российской бодибилдершей в аэропорту, хочу знать ваше мнение....
По сути, мы имеем дело с научным подходом. Неслучайно декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Шутов, подчеркнув важность междисциплинарного характера курса, выразил уверенность в его научном потенциале. Добавим, что этот потенциал виден и в программном блоке, связанном с изучением краеведения и современной социологии (который когда-то назывался краеведением), в одном из методических рекомендаций для учителей - вместе с готовыми программными материалами, активно использовать собственные разработки. Наконец, в самом тоне этих рекомендаций: «Возможно, стоит начать не только с общей теории...», «Важно не избегать потенциальной дискуссии...», «Важно не игнорировать уязвимые места»...и сохраняющиеся идеологические проблемы в российском обществе» и так далееИнтересно, что, по мнению организаторов нового образовательного курса, он призван закрыть еще один животрепещущий вопрос: нужна ли нам идеология? По мнению советника президента РФ, главы Совета по правам человека Валерия Фадеева, общества без идеологии не бывает: «Каждое государство и каждое общество пронизано идеологией. Говорят, на Западе нет идеологии. Но ЛГБТ и защита окружающей среды для них уже идеология, причем радикальная, как социализм сто двадцать лет назад». Радикальная идеология связана, в том числе, с догматизмом мышления, и авторы учебника не преминули напомнить нам об этом, ссылаясь на порой непреодолимые идеологические барьеры, возникающие перед учеными в либеральной среде.
Но какая идеология органична для России, если не западная или радикальная, остается открытым. Они говорят об опоре на традиционные ценности, и это хорошо. Но где заканчиваются ценности и начинается трудный вопрос идеологических постулатов?
Что ж, господа студенты и преподаватели, добро пожаловать в дискуссию.
Больше интересных статей здесь: Новости.