Коррупция в дорожном строительстве Урала: приговоры вынесены, но качество дорог не улучшилось

Низкое качество дорог в России часто связано с системными нарушениями со стороны подрядчиков, стремящихся к сверхприбыли за счет экономии на материалах и технологиях. Эта погоня за наживой порождает целый спектр правонарушений, включая масштабные коррупционные схемы, когда значительные средства тратятся на подкуп контролирующих органов. Яркой иллюстрацией этой проблемы стала громкая история в Челябинской области, связанная с бизнесменом Энвером Колозяном.

1. Дело главы «дорожной» ОПГ: Энвер Колозян

В конце января Энвер Колозян, директор и владелец «Уральской строительной компании», был осужден. Суд приговорил его к пяти годам лишения свободы и штрафу в 40 миллионов рублей. Он был признан виновным в получении взяток на общую сумму свыше 8 миллионов рублей, которые выражались в деньгах, асфальте и имущественных услугах. Колозян пошел на сделку со следствием, что смягчило его приговор. После освобождения ему будет запрещено занимать руководящие должности в течение трех лет.

Его компания, работавшая с 1998 года (ранее «ТПК ЯКК», затем «Уралдорстрой»), долгое время была ключевым подрядчиком в регионе, выполняя ремонт дорог в Челябинске и множестве районов области. Пик ее деятельности пришелся на 2020–2023 годы, когда было заключено 67 контрактов на 4,5 млрд рублей. Однако к 2024 году объем заказов резко упал до 900 млн рублей, что, очевидно, стало следствием ареста ее руководителя. Несмотря на скандальную репутацию и многолетние жалобы на качество работ, компания продолжила получать контракты, в том числе и в 2024 году.

2. Коррупционная схема и картельные сговоры

В декабре 2023 года Колозяна задержали по обвинению в организации подкупа сотрудников контролирующих органов. Взятополучатели заранее предупреждали его компанию о плановых проверках, а после — подписывали акты выполненных работ, несмотря на выявленные нарушения. Это позволяло фирме получать полную оплату по государственным контрактам.

Расследование выявило деятельность организованной преступной группы, в которую, помимо Колозяна, входили госслужащие и его сын, Гарник Колозян, уже осужденный ранее. Всего в рамках дела речь шла о некачественном исполнении 124 контрактов на сумму почти 6 млрд рублей. Также компанию подозревали в участии в трех картельных сговорах на общую сумму 3,8 млрд рублей.

3. Другой фигурант: условный срок для депутата-дорожника

Колозян — не единственный крупный подрядчик, привлеченный к ответственности в регионе. Ранее судимость получил Арман Аракелян, директор компании «ДорСтройГрупп» и бывший депутат Законодательного собрания области. Он был признан виновным в даче взяток сотрудникам контролирующих органов в виде денег и ноутбуков.

Интересна динамика его наказания: первоначально суд назначил ему 9 лет колонии строгого режима, но позже апелляция заменила реальный срок на 8 лет условно, а штраф снизила. Это решение вызвало возмущение общественности. Вскоре после этого дорожное управление области расторгло контракт с его компанией на строительство дороги в поселке Чурилово, которое так и не было завершено в срок.

4. Реальная ситуация на дорогах: проверки и жалобы

Несмотря на громкие уголовные дела, качество дорог в Челябинской области остается крайне низким. Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) регулярно проводят проверки и фиксируют многочисленные дефекты: глубокие выбоины, трещины, разрушенные края асфальта.

В 2023 году эксперты составили реестр нарушений, а в 2024 году оценили необходимый объем ремонта в 1,5 млрд рублей. Существует даже общественная онлайн-карта «Мертвых дорог Челябинска», на которую нанесено 726 проблемных участков общей протяженностью 354 километра. Жители продолжают массово жаловаться, а в некоторых случаях, как в поселке Карачево, вынуждены самостоятельно собирать деньги на ремонт.

Таким образом, даже после осуждения так называемых «дорожных королей» системные проблемы — коррупция, недобросовестные подрядчики и слабый контроль — никуда не делись. Вопрос о том, где найти честных исполнителей, которые будут работать строго по стандартам, остается открытым. Общественный мониторинг и давление со стороны населения, возможно, являются одним из немногих действенных инструментов в этой ситуации.

Подробнее об Уральском федеральном округе читайте в разделе СП-Урал

Обратите внимание: Россию обвинят во вмешательстве в выборы США, независимо от их результата.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: На Урале вынесен приговор по громкому уголовному делу о строительстве дорог.