Плохое качество наших дорог вызвано несоблюдением подрядчиками стандартов. Причины хорошо известны. Подрядчики хотят заработать больше денег и в результате сэкономить средства. Из этого вытекает множество противоправных действий. Кроме того, большие суммы денег были потрачены на взятки контролерам. И эти затраты относятся к их расходам. Характерный пример из Челябинска — история Энвера Колозяна.
Главарь «дорожной» ОПГ
В конце января Колозян был приговорен к пяти годам лишения свободы и штрафу в размере 40 миллионов рублей. Красивый. Признан виновным в получении взятки в виде асфальта, имущественных услуг и денег — сумма превысила 8 миллионов рублей.
Нвер Колозян быстро признал свою вину и заключил досудебное соглашение. Поэтому приговор не кажется слишком суровым.
Колозян — директор и владелец Уральской строительной компании. Если приговор останется в силе, дорожному строителю будет запрещено занимать руководящие должности в течение трех лет после освобождения.
Компания давно работает на территории Челябинской области. Создан в 1998 году под названием ТПК ЯКК. В 2020 году компания была переименована в «Уралдорстрой». Компания отвечает за ремонт дорог в Челябинском, Кыштымском, Троицком, Верхнеуральском, Эткурском, Октябрьском районах и других регионах.
В 2018–2020 годах компания получила государственные контракты на сумму 1,5 млрд рублей. Пик пришелся на период 2020–2023 годов, когда было заключено 67 дорожных контрактов общей стоимостью 4,5 млрд рублей. Компания является одним из основных подрядчиков Челябинского областного управления автомобильных дорог, Министерства транспорта и Администрации Челябинска.
Но к 2024 году прибыль компании была гораздо меньше — всего 900 млн рублей. Видимо, арест директора повлиял на объем заказов.
В этом году компания все еще присутствует на рынке. Уральская строительная компания заключила контракт с администрацией Советского района Челябинска на благоустройство пешеходной зоны улицы Звезды. Цена контракта: 33,5 млн руб.
Качество работы ТПК ЯКК было поставлено под сомнение много лет назад, вскоре после ареста мэра Ардабевского. Тем не менее, компания получила новый контракт в Миассе.
В Челябинске люди также подвергают сомнению деятельность компании Колозяна. Так, глава Ленинского района Челябинской области Александр Орел сообщил, что в 2016-2017 годах ЮКК выполнил минимальное количество сданных объектов (3 из 45). Но работа компании в Челябинске продолжается. И это несмотря на то, что антимонопольные органы подозревают ее в причастности к картельному сговору.
Всего было раскрыто три картельных сговора. Дорожникам были заключены контракты на сумму 3,8 млрд долларов, в том числе в рамках государственного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В декабре 2023 года ЧК задержала Энвера Колозяна. Его обвинили в подкупе сотрудников регулятора.
Взятополучатели систематически информировали представителей Уральской строительной компании о возможных проверках экспертов испытательной лаборатории. Несмотря на выявленные нарушения, инспекторы подписали акт выполненных работ, а компания Колозяна получила оплату по госконтракту.
В ходе расследования было установлено создание организованной преступной группы, в состав которой также входили государственные служащие и Колозян-младший.
Расследование проводило Третье управление по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области.
Гарник Колозян уже был осужден за подкуп сотрудников других государственных органов (один год и пять месяцев лишения свободы).
Обратите внимание: Россию обвинят во вмешательстве в выборы США, независимо от их результата..
Однако дело главного эксперта отдела технического надзора Челябинского управления железной дороги Ильдара Галлямова, обвиняемого в получении взяток, было передано в суд лишь перед Новым годом.В декабре 2023 года также были задержаны заместитель директора Уральского дорожно-строительного агентства Никита Иноземцев и начальник отдела Дорожно-испытательного и научно-исследовательского центра Южно-Уральского государственного агентства Сергей Василичишин. В настоящее время их дела, как и дело Галямовой, рассматриваются в суде.
Кстати, в материалах дела говорится о некачественном выполнении работ по ремонту и содержанию дорог по 124 государственным и муниципальным контрактам общей стоимостью почти 6 млрд рублей. Мы обсуждаем проект строительства национальной автомагистрали.
Интересно, что когда налоговые органы предъявили претензии к «Уралконструкции» (по неуплате НДС в размере десятков миллионов рублей), представители компании неожиданно ответили: «Поскольку руководитель «Уралконструкции» привлечен к уголовной ответственности, компания не несет ответственности за налоги».
Нарушитель отделался условным сроком
Ранее к уголовной ответственности (также за дачу взятки сотрудникам контролирующего органа) был привлечен еще один челябинский дорожник — директор компании «ДорСтройГрупп» Арман Аракелян. На момент возбуждения уголовного дела он также являлся депутатом Законодательного собрания Челябинской области.
По данным следствия и решения суда, Алакелян брал взятки в виде ноутбуков и денег (500 000 рублей). Получателями взятки являлись сотрудники Федерального государственного учреждения «Южно-Уральское дорожное управление» и Екатеринбургского филиала Федерального государственного учреждения «Российский технический вуз.
В феврале 2023 года дорожник был признан виновным во взяточничестве и приговорен к девяти годам колонии строгого режима и штрафу в размере 6,5 млн рублей. В июне окружной суд заменил реальное тюремное заключение условным сроком (восемь лет). Штраф снижен до 5,2 млн рублей. Разумеется, Араклеан был лишен депутатских полномочий.
В социальных сетях местные жители были возмущены решением районного суда — первоначальный девятилетний срок тюремного заключения был сокращен до восьми лет условно. И размышлял о причинах этого.
В январе 2024 года Управление автомобильных дорог Челябинской области расторгло договор с ООО «Дорстройгрупп» по поселку Чурилово. Первоначально планировалось завершить строительство дороги в 2023 году, однако этот план не был реализован.
354 километра «убитых дорог» в Челябинске
Общероссийский народный фронт (ОНФ) — важный регулятор качества российских дорог. В 2023 году активисты осмотрели 14 дорог Челябинской области, отремонтированных в 2020-2022 годах. Мы обнаружили глубокие выбоины, трещины, сломанные края асфальта и другие дефекты. Эксперты ОНФ составили подробный реестр нарушений.
Весной 2024 года челябинцы откликнулись на призыв губернатора Алексея Текслера и составили список наиболее поврежденных участков дороги. Жалобы хлынули потоком. Власти приняли сигналы к сведению».
Однако в октябре 2024 года ОНФ выдвинул дополнительные требования к качеству дороги, установив стоимость ремонта в 1,5 млрд рублей. Всего было выявлено 13 нарушений. То есть, после уголовных дел Колозяна и Аракляна ничего принципиально не изменилось. Нарушений много. Общественные активисты снова проведут проверку дорожных работ весной 2025 года.
А пока вы можете ознакомиться с картой «Мертвых дорог Челябинска» в Интернете, на которой указано 726 плохих дорог. Протяженность «разрушенного» участка дороги составляет 354 километра. Для каждого случая указывается текущий статус: дорога повреждена, частично неисправна или дефект устранен.
Например, в ноябре 2024 года на карту была добавлена улица Вест-стрит с меткой «Тупик» и комментариями создателя: «Дорога в плохом состоянии, вся в выбоинах, ямах и неровностях. Ремонт требовался давно».
Несколько дней назад жители улицы Молодежной в поселке Карачево Копейского района (город-спутник Челябинска) обратились к президенту Путину. Они жаловались, что правительство ничего не сделало для ремонта поврежденных дорог. Местным жителям пришлось собирать средства и строить дорогу за свой счет.
Конечно, «дорожных королей» следует сажать в тюрьму за получение взяток. Качество дорог также необходимо контролировать на основе сигналов от населения. Остается выяснить, где найти честных подрядчиков, которые не будут воровать, давать взятки и работать в соответствии со строгими стандартами.
Подробнее об Уральском федеральном округе читайте в разделе СП-Урал
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: На Урале вынесен приговор по громкому уголовному делу о строительстве дорог.