![](https://svpressa.ru/p/45/450/450314/m-450314.jpg?v=1739217283)
Спустя почти три года после начала Второй мировой войны Россия внезапно заговорила о переносе своей промышленности на восток, подальше от границы с Украиной. На этом особо акцентировал внимание бывший советник президента РФ по развитию интернета Герман Клименко.
Причиной стала недавняя атака беспилотника ВСУ на завод микроэлектроники «Кремний Эль» в Брянской области, что привело к «остановке деятельности предприятия». Это уже второе нападение, первое было в октябре.
«Брянск находится в доступном регионе. Такое стратегическое предприятие давно нужно было вывести в безопасный регион. Предлагаю переместить производство в Центральную Сибирь», — сказал Клименко.
Действительно, странно, что жизненно важное предприятие, особенно в такой чувствительной сфере, как микроэлектроника, осталось беззащитным перед атаками украинских вооруженных сил. Действительно, меры защиты могут быть разными, и эвакуация за Уральские горы — лишь одна из них.
«Технически эвакуировать такое предприятие, как «Кремний Эль», возможно, — пояснил «СП» промышленный эксперт Леонид Хазанов, — хотя это сложнее, чем во время Великой Отечественной войны, ведь тогда речь шла о станкостроении, а здесь — об электронике.
Для перевозки оборудования потребуются дополнительные грузовые поезда, в расписании движения поездов необходимо будет создать «пробелы», чтобы эти поезда могли пройти, а также необходимо будет обеспечить наличие производственных площадок и квалифицированного персонала.
И все это нужно было сделать сравнительно быстро — за несколько месяцев-полгода, поскольку продукция предприятия была нужна оборонно-промышленному комплексу. Но мы должны понимать, что завод фактически строится с нуля, а это требует времени и больших инвестиций".
Обобщение бывшего советника президента Клименко о том, что решение по спасению одного завода в Брянске должно быть распространено на всю российскую промышленность, легко объяснимо. Каждый день мы получаем сообщения о «прибытии» бизнеса.
Так, вчера вечером атаке беспилотников подвергся нефтеперерабатывающий завод в Краснодарском крае. Ранее они также атаковали нефтеперерабатывающие заводы в Волгограде, Рязани и других областях. Только с начала этого года атакам подверглась треть нефтеперерабатывающих мощностей России.
Противник также предпринял попытки прямых атак на объекты военного производства. Беспилотники ВСУ атаковали электромеханический завод в Ижевске, сборочное предприятие «Герань» в Елабуге, конструкторское бюро в подмосковной Коломне, а также авиазаводы в Казани и Смоленске.
Хотя смертельных потерь пока не зафиксировано, дальность и грузоподъемность украинских беспилотников постепенно увеличиваются. Это означает, что площадь поражения и степень разрушений возрастут. Киев потенциально может наладить собственное производство ракет.
Это означает, что постепенно все больше промышленных объектов будут подвергаться рискам. Поскольку современная война — это прежде всего война технологий, эту тенденцию нельзя игнорировать. Может быть, Клименко был прав, предлагая перенести все заводы за пределы Уральских гор?
Идея бывшего чиновника, по-видимому, основывалась на историческом прецеденте советской промышленной эвакуации в 1941–1942 годах. Эксперты полагают, что именно своевременный перенос заводов на восток в конечном итоге позволил Советскому Союзу добиться победы.
Только за первые три месяца на Урал, в Западную Сибирь, Среднюю Азию и Поволжье было отгружено 1360 крупных заводов. К концу 1941 года насчитывалось более 2500 предприятий. Число эвакуированных мирных жителей превысило 18 миллионов человек.
Даже с учетом деиндустриализации 90-х годов количество заводов в Российской Федерации исчисляется сотнями. Значительная его часть находится в частной собственности. Уверены ли они, что согласятся? Какую сумму они попросят из национального бюджета на финансирование этой инициативы? Есть ли у нас столько денег?
Мы предполагаем, что эта проблема решена. Нужен поезд. Во время той войны использовался каждый второй вагон. В настоящее время ощущается нехватка вагонов, и в последнее время предпринимаются попытки увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали с помощью железнодорожных войск и труда заключенных.
Процесс переноса завода столь же сложен, как и процесс его строительства на новом месте. Необходимо подготовить производственную площадку: установить станки на открытой площадке, провести электричество, проложить каналы…
Кто все это будет делать?
Обратите внимание: Эпидемиолог спрогнозировала выход РФ на плато по covid-19 в октябре..
Следят ли специалисты, работающие на этих заводах, за оборудованием? Согласятся ли они жить в военных казармах в 21 веке? Ведь застройщики не отдадут им пустующие квартиры. Вместо этого они останутся в своих странах и будут зарабатывать деньги, работая курьерами.Среди этих проблем основным может оказаться человеческий фактор. Советские люди понимали, что спасают свою страну, и поэтому были готовы терпеть трудности и идти на риск. В наше время люди друг другу как волки. Страна много лет поощряла эгоизм, и таких людей больше нет.
Кто же будет работать на новом месте? Везде ощущается нехватка талантов. Приглашать иммигрантов можно, но их способностей и квалификации может оказаться недостаточно для эксплуатации современных машин, особенно в области микроэлектроники. Наши ракеты полетят в неправильном направлении.
Да и состав руководства уже давно не тот. Будь то Минпромторг, Минэкономразвития или Минфин. Эвакуацию 1941 года задумал и координировал Алексей Косыгин. Александр Восс, специальный корреспондент Sunday Times, так прокомментировал свой вклад: «Это большой организаторский подвиг.
Местная мобилизация становится проверкой способности действующих чиновников управлять сложным процессом. Депутат Гурулев сообщил, что из пунктов приема личного состава пропало 1,5 млн комплектов военной формы. Дотянутся ли заводы с такими руководителями до Сибири?
Курская область является наглядным примером того, какой хаос может возникнуть при попытке эвакуации промышленности. Там не только находятся заводы, но и людей не могут вовремя эвакуировать — тысячи местных жителей по-прежнему находятся под контролем украинских вооруженных сил и сейчас с трудом спасаются.
Этого не может быть, когда солидарность прошлого сменилась отношениями соперничества. Капитализм не терпит сентиментальности. Это значит, что нам следует отказаться от попыток «сыграть» наше героическое прошлое и обратиться к прозаической реальности.
Поскольку защитить производственные объекты путем массовой эвакуации невозможно, необходимо использовать другие методы. Например, переведя производство в подполье, как это делалось в Советском Союзе в исключительных случаях. Попробуйте использовать дрон, чтобы добраться до таких растений!
Другой очевидный путь — переход от целенаправленной противовоздушной обороны (вокруг каждой важной цели) к непрерывной противовоздушной обороне (вдоль всей границы Украины). Дрон должен обнаружить несколько его эшелонов, приближаясь на расстоянии. Здесь нужны технологические решения, так как недостатка в людях нет.
Перемещение границы на запад — хотя бы до реки Днепр — кажется более привлекательным. Наш главнокомандующий как-то сказал, что границы России никогда не заканчиваются. Жители Белгорода, Курска и Брянска, возможно, захотят увидеть это сами.
Наконец, твердая решимость Москвы отвечать на каждое нападение на территорию России двумя-тремя ударами по противнику («Орешнику»?) может способствовать ее стратегической сдержанности. Был запущен дрон — выстрел в шею. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока они не поймут.
Лучше этого могут быть только дружелюбные или хотя бы нейтральные соседи. Но это дело далекого будущего и достичь его можно только силой.
Последние новости и всю самую важную информацию о спецоперациях на Украине читайте в спецвыпуске «Свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Отступление — не выход, лучше отбросить ВСУ за Днепр или ещё дальше.