
По данным Росстата, неравенство в России возросло и снизилось до «досанкционного» уровня. Очевидно, что в грядущую эпоху стратификация станет серьезной проблемой. Нежелание или неспособность решить эту проблему ставит под угрозу желаемую стабильность.
Ожидается, что коэффициент Джини, показывающий концентрацию доходов в руках определенной группы, к концу 2024 года вырастет до 0,408 (с 0,405 в 2023 году). При этом в 2021 году без учета SVO и санкций показатель составляет 0,409.
Кроме того, за год коэффициент финансирования (отражающий разрыв между 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами) увеличился до 15,1 с 14,8 год назад. В спокойном 2021 году этот показатель составил 15,2.
Таким образом, надежда на то, что невиданные ранее заработные платы для солдат, работников военно-промышленного комплекса и промышленности в целом кардинально изменят распределение доходов в стране, была обречена на провал.
Судя по всему, пока общество приятно удивлено «подъемом» квалифицированных рабочих, доход которых вчера составлял всего тридцать-сорок тысяч рублей, сегодня приближается к сотне-двум сотням, а рядом потихоньку богатеют нувориши.
Торговцы, зарабатывающие на военных и связанных с военными операциях заказах и контрактах, а также «халдеи», которые зависят от них в плане своего существования, стали зарабатывать в несколько раз больше обычного, и общее неравенство сохранилось.
Хотя уровень доходов в обеих слоях общества соответственно вырос, общий дисбаланс не исчез. Поэтому тот факт, что Росстат несколько дней назад вдруг объявил нам, что средняя зарплата в РФ составляет 88 тысяч рублей, может лишь бросить тень на рынок и исказить реальность.
Люди всегда оценивают свой статус, сравнивая себя с другими. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Если боевые действия не прекратятся, что вполне вероятно, страну ждет кризис не менее серьезный, чем в 1916 году.
Тот факт, что люди молчат, никого не успокаивает. Россияне редко просят о повышении зарплаты по собственной инициативе, и эксперты отмечают, что это обусловлено психологическими и историческими особенностями их соотечественников. Они страдают, а потом берутся за вилы? Такое уже случалось раньше.
Вот почему левые год за годом предлагают меры по устранению неравенства. Однако доминирующие экономические либералы заблокировали эти шаги, стремясь сохранить наследие своего лидера Егора Гайдара.
Но если рыночный подход не может дать результатов, удовлетворяющих все общество, не следует ли усилить роль государственного надзора? Первый шаг — существенное повышение минимальной заработной платы до более чем 22 тысяч рублей — кабинет Мишустина уже сделал.
Следующей системной мерой может стать изменение заработной платы работников государственного сектора. В Российской Федерации они составляют почти половину всех работающих — 42%. Другими словами, удвоение заработной платы госслужащих приведет к увеличению доходов всей экономики почти в 1,5 раза. Это также приведет к росту заработной платы в корпорациях.
Недопустимо, чтобы в настоящее время специалисты одинаковой квалификации в разных регионах получали совершенно разную оплату труда и волюнтаризм руководства, которое имеет возможность выплачивать себе огромные бонусы за счет своих сотрудников.
В идеале необходимо осуществить переход к оплате труда работников государственного сектора по единой шкале заработной платы. Единая базовая заработная плата должна определяться на основе минимального стандарта оплаты труда, а затем градироваться в соответствии с уровнями квалификации. Следует учитывать региональные различия, но это все.
Похоже, наверху это понимают. Они уже обсуждают пилотные проекты новой системы оплаты труда, например, для учителей, которые составляют значительную часть работников государственного сектора.
Обратите внимание: Генсек НАТО призвал Грузию активнее готовиться к вступлению в альянс.
Президент также рассказал о важности распространения этих нововведений на всех государственных служащих.Однако подобно тому, как суровость российского законодательства компенсируется необязательностью его исполнения, благие намерения главы государства зачастую вступают в противоречие с реальностью. Майские указы, национальные проекты.. шума много, а результаты посредственные.
(Пример из другой области. Путин обещал построить 2000 гражданских самолетов к 2030 году, через неделю сократили до 1000, потом снова до нескольких сотен, срок сдвинули на несколько лет, а теперь хотят вернуть в РФ Boeing и Airbus».)
Планируется, что в 2026 году будет опробована новая система оплаты труда госслужащих, а к 2027 году всем обещают реки молока и банки киселя. Однако разве это не похоже на то, что делают врачи, «повышая» свою зарплату с помощью хитрых бумажных трюков?
Новый рост можно смоделировать путем перераспределения заработной платы внутри отраслей и между различными категориями работников государственного сектора. Например, если будет подписано мирное соглашение, деньги от пенсионеров или военных будут использованы на поддержку учителей или на поддержку студентов, которые едва сводят концы с концами и т д.
В этом контексте можно ли говорить о снижении неравенства в обществе в целом? Конечно, нет. Если предположить, что общая численность работников государственного сектора составляет 1 триллион человек, то как бы ее ни распределили, улучшение положения только некоторых категорий персонала произойдет за счет других.
Мы делили апельсин, нас было много, а у него был только один. Чтобы кардинально изменить неравенство, первым шагом должно стать увеличение общего объема средств, расходуемых на содержание государственной службы. Нужно больше денег! Только таким образом можно удовлетворить потребности каждого.
Это значит, что нам нужно начать с источника средств. Если есть что-то, что можно распределить и перераспределить, то любое разделение пойдет на пользу людям. Конкретные методы и тонкая настройка важны, но вторичны по отношению к повышению эффективности.
Единственный способ устранить неравенство — лишить высший класс, которому он принадлежит, избыточного дохода и направить его на поддержку низшего класса, который служит стране. Проще говоря, это снижение коэффициента Джини страны до приемлемого уровня.
Который из? Вот выбор.
Например, коэффициент Джини в Советском Союзе колебался в пределах от 0,27 до 0,29 в 1980-х годах (но во время правления Ельцина он сразу взлетел до 0,40 и с тех пор остается на этом уровне). Доход 10% самых богатых людей был всего в 5,6 раза выше, чем доход 10% самых бедных людей (а не в 15 раз выше, чем сегодня).
Если этот критерий гуманности для чиновников слишком высок и они смотрят на современную Европу как на образец справедливости, то у Беларуси коэффициент Джини составляет 24, у Финляндии — 27,7, у Германии — 32,4, а у Сербии — 33,1. Еще есть возможности для совершенствования.
Конечно, процесс такого масштаба должен проводиться строго в соответствии с законом. Пришлось принять множество различных законопроектов: закон о недрах, закон о стратегических отраслях, закон об офшорных компаниях и закон о налогообложении корпораций. У властей есть власть. Если есть завещание, это нормально.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Олигархам и нуворишам лучше поделиться сверхдоходами со всем обществом, нежели гнев народный провоцировать.