
К 2030 году России потребуется около 40 000 новых учителей для замещения вакансий в школах. Об этом заявил министр образования Сергей Кравцов на заседании правительства в Госдуме в марте. Министр подчеркнул, что ключевая задача — обеспечить адресное закрытие каждой вакансии в конкретной школе и районе, для чего в регионах уже утверждены специальные планы.
Однако для самих педагогов первостепенными остаются вопросы оплаты и условий труда. Многие эксперты и сами учителя сомневаются в эффективности текущих мер. Планируется, что в следующем году начнутся испытания новой системы, которую повсеместно внедрят к 2027 году.
1. Интервью с уволенным педагогом: взгляд изнутри
«СП» пообщалась с Марией Зинченко, учителем русского языка и литературы, которую уволили из московской школы № 1514 после того, как она задала «неудобные» вопросы о своей зарплате. В интервью она рассказала об особенностях работы столичных педагогов.
— Была эпоха, когда школы объединяли в крупные комплексы. Тогда зарплаты учителей и административные расходы росли, но пропорционально увеличивалась и нагрузка. Сейчас объем работы либо остается прежним, либо растет, а реальный доход — снижается, — отмечает Мария.
В прошлом году при 36-часовой рабочей неделе я стабильно получала на руки 120–130 тысяч рублей, а с премиями — около 140 тысяч. В этом году моя зарплата упала до 112 тысяч, а по факту — до 105–110 тысяч. Фактически, мне сократили доход на 20 тысяч рублей.
2. Проблемы с документами и скрытые сокращения
Одна из распространенных практик — несвоевременное ознакомление учителей с их нагрузкой и условиями оплаты. По закону это нужно сделать до начала учебного года, но у нас доступ к документам появился только в марте. Я знаю, что подобные нарушения встречаются во многих школах.
Нам, учителям русского языка и литературы, приходится вести дополнительные занятия помимо основных уроков. Это может быть углубленная подготовка к олимпиадам и экзаменам или работа с отстающими учениками.
Раньше такие занятия оформлялись как внеурочная деятельность и оплачивались по стандартному тарифу. В этом году их перевели в разряд «кружков», и оплата упала почти вдвое.
3. Цифровизация и её издержки
Мы много лет работали в Московской электронной школе (МЭШ) и получали фиксированную доплату — 8700 рублей в год. С прошлого учебного года систему изменили: теперь, чтобы получать эти деньги, необходимо, чтобы 90% учеников регулярно выполняли цифровые задания. Это практически невыполнимое условие.
Во-первых, в МЭШ часто случаются технические сбои. Во-вторых, многие родители выступают против такого формата, считая его неэффективным. В советское время не было электронных домашних заданий, но уровень знаний детей был выше. Сейчас же грамотность и общее качество образования, особенно у детей из обычных семей, падают из года в год, а нагрузка переносится в цифровую среду.
4. Секретные совещания и ужесточение правил
В следующем году зарплаты планируют снизить всем. Директора даже созвали «секретное» собрание учителей, чтобы обсудить этот вопрос. Секретность была необходима, потому что всё, что говорит руководство, записывается на камеры и транслируется в департамент.
— Каковы условия работы сейчас? — спрашивает «СП».
— Раньше во время каникул учителям не обязательно было приходить в школу каждый день — решение принималось исходя из рабочей необходимости. Новое руководство лишило нас этой свободы.
Это касается и учеников. Раньше в школе была особая атмосфера: по пятницам, например, допускался свободный дресс-код. Теперь этот дух уничтожен, школа стала формальной и скучной.
Учителя с высокой нагрузкой мечтают хотя бы выспаться во время каникул. Если уж снижать зарплаты, то делать это стоит более гуманно.
5. Ненормированный рабочий день и его последствия
— Хотите вздремнуть? — продолжает Мария. — Иногда мы приходим в школу в 8:30 утра, а уходим в 20:50. Занятия и кружки заканчиваются к 17:00, но родители приходят на встречи с 17:00 до 20:00. В итоге возвращаемся домой затемно. Это классический ненормированный рабочий день.
В другие дни — экзамены или выпускные собеседования. Всё это должным образом не документируется, приказов нет. На мой взгляд, это прямое нарушение Трудового кодекса. Но даже во время отпуска у нас нет сил этим заниматься.
Всё это сказывается на здоровье учителей и, в конечном счете, на качестве образования детей. В стране идет война, нам нужны таланты, но образовательный процесс превратился в рутину.
Я обратилась к руководству за разъяснениями, но нормального диалога не получилось.
6. Увольнение и его причины
— Каков был результат? — интересуется «СП».
— Мне предложили уволиться по собственному желанию. На встрече присутствовали директор, завуч и юрист, но моей «группы поддержки» не было. Мне пришлось защищаться самой. Это было несложно: мой класс блестяще сдал ОГЭ, отлично написал диагностику МККО и участвовал в олимпиадах.
Всё это требует огромных усилий. В классе есть и отличники, и дети, которые едва умеют читать, есть ребята с инвалидностью и из неблагополучных семей. Подготовить таких к успеху — большая работа, но мне это удалось.
Кроме того, я регулярно водила детей на экскурсии по городам России: мы объехали Золотое кольцо, были в Санкт-Петербурге и Казани. Родители моих учеников могут это подтвердить — они до сих пор пишут мне благодарные сообщения.
Патриотическую повестку я тоже не игнорировала: водила детей в музеи, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной, на уроках мы обсуждали причины и ход специальной военной операции.
В итоге официальной причины для увольнения так и не назвали, а писать заявление по собственному желанию я отказалась — я хотела работать. Поэтому на меня стали давить, придираться по мелочам в течение двух недель, искать поводы.
При 36-часовой нагрузке у любого учителя можно найти какие-то недочеты, если очень захотеть. Меня обвинили в «психологическом насилии над учениками», но в процедуре увольнения было много нарушений.
Поэтому я намерена восстановиться на работе через суд. Юристы говорят, что шансы высоки. Возможно, родителям стоит написать коллективное обращение в Министерство образования, ведь я проводила с детьми и выходные, и каникулы.
7. Реакция коллег и ситуация в регионах
— Как отреагировали ваши коллеги? Ведь при таком подходе под ударом может оказаться каждый…
— Лишь двое честно признались, что хотели заступиться, но не сделали этого по личным причинам. Многие боятся: у кого-то дети ходят в сад или школу при нашем комплексе, у кого-то кредиты и ипотека.
Летом несколько человек уже захотели уйти. Недавно уволились восемь сотрудников. Текучка стала обычным делом. Часто предметы ведут психологи или говорят детям: «Не пользуйтесь телефоном на уроке». Некоторых специалистов, например физиков, возвращают, потому что их катастрофически не хватает.
— Вернемся к вопросу оплаты. В регионах, наверное, мечтают о зарплате в 100 000 рублей? — спрашивает «СП».
— За такие деньги учитель несет огромную нагрузку: ведет уроки, готовится к ним, проверяет тетради, руководит классом и, наконец, занимается «воспитательными моментами». Если педагог ответственный, он будет водить детей в музеи и на экскурсии.
Но в Москве «общаться» с детьми на такие темы невозможно, если зарплата и условия труда не соответствуют нагрузке. Работай как раб, иначе уволят. В регионах, где зарплаты ниже, а нехватка кадров острее, у учителей, возможно, больше морального права и возможностей поднимать вопросы.
Обратите внимание: Мускулистая, как никогда: Натали Портман заметили на съемках киновселенной «Тор 4».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: «СП» поговорила с уволенной преподавательницей русского языка и литературы.