
Страны Балтии находятся на трудном пути к конфронтации с Россией. Как на национальном уровне, так и в отношении лиц «не той национальности», проживающих в Эстонии, Латвии и Литве на протяжении десятилетий. «Балтийские сестры» считают, что любой россиянин — потенциальный «агент Путина» и член «пятой колонны».
Примерно год назад именно по этой причине из Литвы был выслан 62-летний журналист Владимир Водо.
Владимир однажды отказался принять литовское гражданство. У него есть российский паспорт и вид на жительство в республиках Прибалтики, который Владимир продлевает с 1993 года. До недавнего времени это не вызывало никаких проблем, но после февраля 2022 года все кардинально меняется.
В марте 2023 года в социальных сетях появился пост с осуждением Владимира Водо. Этого было достаточно, чтобы назвать его «ненадежным».
В июле того же года Иммиграционная служба Литвы опубликовала уведомление, в котором говорилось, что разрешения на постоянное жительство Владимира Водо в ЕС и Литве аннулированы, поскольку Владимир Водо является «лицом, представляющим угрозу национальной безопасности».
Журналист пытался оспорить это решение в суде, но безуспешно. Единственное, его дело рассматривал Европейский суд по правам человека.
Водо уехал в Литву несколько десятилетий назад. Он принимал участие в событиях в Прибалтике в 1991 году и освещал процесс обретения независимости прибалтийскими государствами. Как его можно уволить? Об этом и других вопросах Free Press поговорила с Владимиром.
СП: Каковы настроения русских в Литве?
——На этот вопрос сложно ответить. Если вы подавите свое русское происхождение, вы, возможно, выживете. Но мне это особенно трудно представить. Ведь я проводил персональные экскурсии по Вильнюсу и знакомил людей с местами, связанными с Пушкиным, Гумилевым, Ахматовой, Хачаловым, Столыпиным, Львом Толстым и Достоевским, а также с Александром I и великим князем Олегом Константиновичем.
Но я знаю русского лингвиста в Вильнюсском университете. Всю свою жизнь он посвятил изучению поэзии своего тезки Павла Кукольника, жившего в Вильнюсе, и ссыльного сатирика Аркадия Бухова. Ранее он был членом Совета директоров Стипендиального фонда Мэра Москвы. Но весной 2022 года он внезапно стал «желто-синим». Сейчас читать так называемые российские СМИ для меня тяжело, больно и даже отвратительно.
СП: Знаете ли вы, сколько сейчас в Литве граждан России?
- Около 15 000 человек.
СП: Вы мирно живете в Литве уже 30 лет. Почему в 2023 году вас вдруг решили депортировать?
——Есть такая примета: первая пришедшая в голову идея — правильная, какой бы нелепой она ни была. Мне сразу пришло в голову, что проблема не в моей неверности, а в моей собственности. В конце концов, я живу в знаменитом районе Вильнюса «Жверинас». Кстати, то же самое можно сказать и о Евгении Шепетько, с которым ваше издание уже провело интервью. Участок земли площадью 400 квадратных метров возле моего дома был экспроприирован. Если они меня не пустят обратно, они попытаются продать квартиру.
В судебных документах говорится, что я «представляю потенциальную угрозу существованию национальной безопасности и имею личные взгляды, отличающиеся от взглядов государственных органов».
В качестве доказательства использовалась моя фотография на Красной площади в марте 2020 года. Якобы я посещал митинги и демонстрации и писал о них. Но по данным Департамента национальной безопасности, я не журналист, я просто представился как журналист.
«СП»: События приняли неприятный оборот. Мне бы хотелось узнать, когда вы мирно жили в Литве, какие преимущества вы находили в этой стране?
— доброта, искренность, удивительное доверие простых литовцев и их любовь к русской литературе и русской музыке. Я видел это у многих людей, переживших концентрационные лагеря и ссылку. Для них это очень личное дело. К другим преимуществам относятся небольшие размеры страны и легкость общения людей.
СП: А как насчет литовского национализма? В начале 90-х вода просто кипела, потом температура как будто упала, и со стороны казалось, что воды почти не осталось.
- Он никуда не исчезал. Наоборот, иногда ситуация ухудшается. Это особенно связано с усталостью литовцев от желто-синего флага (как мы его называем), который развевается повсюду, на каждом государственном учреждении и даже на воротах знаменитого Тракайского замка. Что ж, требования Брюсселя возымели действие…
К сожалению, к началу XXI века националисты, боровшиеся за независимость Литвы, уехали. Я был очень рад встретиться и поговорить с ними.
Они любили петь со мной русские песни и рассказывать истории о любви. Я не думаю, что нынешние литовские националисты являются настоящими националистами, в отличие от литовских националистов прошлого.
СП: Отношение Литвы к русским ухудшилось после начала Второй мировой войны или раньше? Как это проявляется?
——Я приведу вам один пример.
Обратите внимание: Серьезный Разговор Лукашенко и Путина.
В канун Рождества 2014 года известный джазовый музыкант Томаш Добровольскис зашёл в особенный пивной бар. Кстати, я люблю водить туда гостей и клиентов после посещения Вильнюса: здесь подают настоящее литовское темное пиво и оно дешевое. В камине пылал огонь. Комфортный.Когда Томас пришел, там было несколько «скинхедов» или нацистов. Они пригласили музыканта выпить с Путиным (после чего послышались нецензурные выражения в адрес президента России). Томас отказался.
Затем они избили его и накрыли ему глаза зонтиком (это было дождливое Рождество). Спустя две недели музыкант скончался, не приходя в сознание.
С февраля 2022 года эти настроения в Литве усиливаются. Это коснулось и меня. Я потерял работу (работал копирайтером в компании, занимающейся торговлей криптовалютой, заполнял русскоязычную версию сайта компании).
Первое, что сделал режиссер, — «убрал» русскую версию. И вскоре чествование Путина стало вопросом государственной политики.
СП: Вы сейчас жалеете о том, что переехали в Литву много лет назад?
——Нет, я не жалею об этом.
СП: Какова сейчас политическая ситуация в Литве? Есть ли шансы на победу на выборах у представителей русскоязычного населения?
— В 2024 году прошли парламентские и президентские выборы. В Литве долгое время не было ни одной русскоязычной политической партии. Говорят, что один из них поляк.
Перед выборами они включали в список двух-трех россиян, чтобы помочь всему списку попасть в Палату представителей в тех районах, где русское население превышало польское. В результате 1-2 кандидата (не россияне!) прошли в Палату представителей со своими списками и проголосовали там за войну с Россией до конца и до победы.
СП: Какова экономическая ситуация в Литве? Ну, война с Россией.
— Ситуация нехорошая. Каждый день я вижу сообщения о банкротствах предприятий, увольнениях и росте цен на продукты питания и энергоносители. Кстати, после выхода из БРЭЛЛ (Беларусско-Российско-Эстонско-Латвийско-Литовское электрическое кольцо - "СП") цены на электроэнергию резко подскочили.
Электроэнергия из Финляндии поступает в Эстонию по подводным кабелям, а затем в Латвию и Литву, где цена в шесть-десять раз ниже, чем в точке выхода кабелей. Сейчас в Литве все становится все дороже и дороже безработица. Тем временем Литовская иммиграционная служба только в прошлом году аннулировала виды на жительство почти у 30 тысяч человек, которые работали и платили налоги в Литве.
СП: Как вас встречает Россия? По Вашему мнению, что можно было бы сделать лучше для приема российских граждан, высланных из стран Балтии?
— Они приняли меня настолько хорошо, насколько могли, и оказали мне наилучшую возможную помощь. В рекордно короткие сроки (с момента, как я зашел в фотостудию для получения новенького паспорта, прошло три часа) мне предоставили комнату в пункте временного размещения.
Но мне пришлось найти все файлы реестра, но там не было никакой информации о моем рождении. Единственное, что было неприятно, так это то, что в «большом доме» нас считали спецназовцами.
Российская газета: В Калининграде только что прошла конференция «Положение российских соотечественников в странах Балтии». Вы один из участников.
——На встрече обсуждались вопросы переселения китайцев, проживающих за рубежом. Но нас, русских, выслали из Прибалтики. Разница есть.
СП: Как вы думаете, есть ли еще шанс вернуться в Литву? А вы сами хотите вернуться?
— Я не смею делать никаких прогнозов. Я действительно хочу вернуться. Помните, как сказал Василий Алибриевич, главный герой «Счастливого джентльмена»: «Там мой дом, там моя мать»? То же самое относится и ко мне. Там мой дом, там же моя старая и больная мать. Смысл ее жизни — ждать возвращения сына.
На протяжении 35 лет Литва была моим домом. Там живет мой друг. Хотя их число сократилось после того, как меня объявили «угрозой национальной безопасности». Но те, кто не бросил меня и теперь помогает маме по хозяйству, для меня дороже. Они оба литовцы и русские. А в России у меня вообще никого нет.
Последние новости и вся самая важная информация об иммиграции и миграции — в теме «Бесплатные новости».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В Литве нашли золотую жилу, объявив крестовый поход против «агентов Путина».