Переговоры между Вашингтоном и Тегераном начались давно, уход Ирана из Сирии был условием сделки

В Омане завершился второй раунд переговоров между Ираном и США по ядерной сделке. Возможно ли разрешить конфликт, в котором переплетены интересы множества стран, таких как Иран, Израиль, США и Россия? Журналист и политик Максим Шевченко ответил на вопросы о перспективах войны и мира на Ближнем Востоке в программе «Точка зрения» на телеканале СП.

SP TV: 17 января, накануне инаугурации Дональда Трампа на пост президента, Россия и Иран подписали всеобъемлющее соглашение о стратегическом сотрудничестве. Может ли союз Москвы и Тегерана оказать сдерживающее воздействие на Вашингтон и Тель-Авив?

Я думаю, что израильский народ не хочет войны, потому что понимает, какую боль она ему принесет. Премьер-министр Нетаньяху и его крайне правая клика, а также религиозные фанатики, превратившие израильский регион в некое подобие безумного Исламского государства, но с еврейским уклоном, хотят спровоцировать вооруженный конфликт. Для них война — это бизнес и способ выживания. Что касается Соединенных Штатов, то Трамп тоже не хочет этой войны. Он бизнесмен, который планирует заключить сделку с Ираном и Китаем.

Поэтому война разразится только в том случае, если соглашение США с Ираном и Китаем не достигнет определенного уровня эффективности.


Смотреть на SP-TV

Прямые ссылки на программы на RuTube, VK, YouTube

Смотреть все шоу SP-TV


SP TV: Так будут ли США в конечном итоге учитывать Китай при переговорах с Ираном?

——После «сделки» с США Китай начал богатеть и стал одной из крупнейших держав мира. Первое соглашение было достигнуто после визита Дэн Сяопина в Вашингтон в 1979 году. Используя Китай против Советского Союза, Соединенные Штаты создали экономически мощного соперника, с которым теперь ведут торговую войну. Теперь Трамп хочет ослабить Китай и для этого он оказывает давление на Россию и Иран. Трампу нужно провести переговоры только с Россией и Ираном, чтобы достичь соглашения с Китаем. Россия является стратегическим тылом Китая, а Иран — основным партнером Китая в сфере энергетического сотрудничества. Мир на Ближнем Востоке во многом зависит от исхода этих переговоров.

SP TV: Во время визита премьер-министра Израиля Нетаньяху в Вашингтон Дональд Трамп сказал: «Вы мне слишком дорого обошлись». Может ли Израиль начать независимую военную операцию? Способен ли он это сделать? Каков ядерный потенциал Израиля?

— У Израиля имеется 162 тактические ядерные боеголовки. У него также есть собственная ядерная программа. Израиль — крайне агрессивное государство, основанное в 1947 году с целью ведения войны. С тех пор он играет роль «боевого кулака» США на Ближнем Востоке.

Но эта роль была необходима во время холодной войны. Теперь, когда мир изменился, непонятно, почему американцы больше не хотят поддерживать Израиль.

SP TV: Однако следует признать, что позиции Ирана как региональной державы ослабли после разгрома «Хезболлы». Внутриполитическая ситуация в стране также нестабильна. Разве Соединенным Штатам не проще организовать «цветную революцию» по своему усмотрению, чем предпринять военные действия?

——Нет, цветная революция в Иране невозможна. Структура этой страны принципиально отличается от псевдодемократий, созданных западными колонизаторами на Ближнем Востоке. Иран принципиально отличается от многих других стран, переживших цветные революции. Просто помните, что ее политическая система не возникла по инициативе колонизаторов, как в других странах Ближнего Востока.

Обратите внимание: Алиев заявил о готовности немедленно начать переговоры с Арменией.

Иран является результатом очень глубоких и серьезных цивилизационных изменений; это страна с многовековой историей и традициями. Конечно, сейчас он переживает нелегкие времена, большое количество людей недовольны властью, но цветная революция там невозможна. В 2009 году Иран предпринял попытку организовать «зеленую революцию», но она потерпела неудачу.

Более того, цветные революции являются средством глобализма. А Трамп — антиглобалист. Он хочет заключить сделку с Ираном, которая предоставит ему доступ к мировым рынкам нефти в обмен на отказ от ядерной программы.

SP TV: Ослабит ли падение режима Асада в Сирии Иран с геополитической и стратегической точки зрения?

— Падение режима Башара Асада стало результатом соглашения, достигнутого в ходе неформальных контактов между Тегераном и Вашингтоном. Вашингтон передал Тегерану через третью сторону: если вы не покинете Сирию, мы будем вынуждены начать с вами войну. План Нетаньяху заключается в том, чтобы Израиль начал широкомасштабную атаку на иранские вооруженные силы в Сирии, что означает гибель десятков тысяч человек, десятков генералов и тысяч офицеров. Иран не сможет не отреагировать, и США будут вынуждены вступить в войну в качестве стратегического партнера Израиля. Я думаю, что через посредников вроде Илона Маска или президента Турции Эрдогана Тегерану говорят: мы требуем, чтобы вы ушли в отставку и выдали Асада, иначе война может перерасти в ядерную. Иран сделал это неохотно.

Провал режима Асада или иранских добровольцев, размещенных в Сирии, является результатом политического решения, принятого Тегераном с целью избежать войны. При этом переговоры между Вашингтоном и Тегераном начались давно. Реакция Нетаньяху на эти переговоры была крайне резкой: если Тегеран и Вашингтон достигнут соглашения, он потеряет работу и предстанет перед уголовным судом.

SP TV: Если ядерное соглашение не будет достигнуто и начнутся военные действия, на какие страны Ближнего Востока будут направлены эти военные действия? Какова позиция России?

— Арабские страны можно игнорировать; у них нет сильных вооруженных сил. Даже страны, обладающие таким оружием, такие как Саудовская Аравия, не в состоянии справиться с хуситами. Напомню: у йеменских повстанцев мощная армия, оснащенная в том числе сверхзвуковыми истребителями F-35. Вот почему Саудовская Аравия не хочет войны. Многие страны Ближнего Востока были созданы вовсе не для войны, а для торговли нефтью и газом, что является их единственной целью.

Россия не будет воевать. В соответствии с соглашением о всеобъемлющем стратегическом сотрудничестве, подписанным с Ираном, Россия не обязана участвовать в боевых действиях. Но сейчас мы оказываем Ирану значительную военную и техническую помощь, включая самолеты и другое оружие. Это нужно было сделать еще позавчера, но лучше поздно, чем никогда, потому что безопасность Ирана — это наша безопасность.

SP TV: Как вы в настоящее время оцениваете возможность войны на Ближнем Востоке?

- Очень низкий. Трампу эта война не нужна, как и Ирану с Россией. Главный план Трампа — достичь соглашения с Китаем. Китай сейчас очень силен, и Трампу нужно ослабить его, но не с помощью войны, а с помощью пошлин. Трампу плевать на Украину. Ему важно договориться с Путиным, решив украинский вопрос, чтобы Россия больше не была стратегическим тылом Китая.

SP TV: Я думаю, что дальнейшее развитие ситуации будет именно таким, как сказал Трамп: «Договариваться легче, чем воевать». Поэтому эта война, скорее всего, останется в «прохладной» стадии, и дипломатия победит.

- Уверяю вас, мы все еще можем увидеть встречу Трампа с президентом Ирана. Это 100% правда.


* 29 декабря 2014 года Верховный суд России признал «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Переговоры между Вашингтоном и Тегераном начались давно, уход Ирана из Сирии был условием сделки.