
На фоне дипломатического оживления вокруг ядерной программы Ирана, в которой активно участвуют Вашингтон, Тегеран и Оман, Россия объективно движется к стратегическому лидерству. Влияние Москвы распространяется не только на Ближний Восток, но и на соседние регионы, особенно на Южный Кавказ, где основным игроком является Азербайджан, что свидетельствует о готовности России участвовать в создании новой геополитической архитектуры в регионе, в котором происходит ряд весьма важных сдвигов в позициях основных игроков. В настоящее время определяются ее основные принципы.
Есть признаки того, что если США и Иран подпишут новое ядерное соглашение, Россия станет его неформальным гарантом, а европейская «тройка» — Франция, Германия и Великобритания — отойдет на второй план. В этом контексте явно возрастает роль Баку как регионального игрока, точнее, определяются его шансы на участие в том, что американские стратеги называют «долгой игрой».
В то же время сам Азербайджан вряд ли станет плацдармом в борьбе за мировые центры силы. Территория конкуренции – да, в силу своего расположения в пограничной зоне между Европой (к которой принадлежит Россия), исламом и тюркским миром, это создает или делает возможными условия для рассмотрения территории Азербайджана как сферы влияния и реализации различных проектов. Это преимущество. С другой стороны, любая нестабильность в обозначенном районе может создать угрозу региональной безопасности и внутренней безопасности самого Азербайджана. Президент Алиев рассказал о попытках Запада организовать государственный переворот в стране. Риск удара по энергосистеме и стабильности системы сохраняется.
Оба эти события могут закрепить данную тенденцию и иметь серьезные геополитические последствия. Директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин посещает Баку. Он был принят Ильхамом Алиевым и провел переговоры с руководителями спецслужб Азербайджана.
Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.
Общий стратегический курс притяжения между Москвой и Баку очевиден; Это требует скоординированных действий на внешних направлениях и тесного обмена информацией в контексте возможных враждебных действий спецслужб евроатлантических структур.В пресс-релизе Службы внешней разведки России обращается внимание, что по итогам консультаций в Баку главы спецслужб двух стран «отметили необходимость активизации совместных усилий по противодействию попыткам иностранных спецслужб использовать несистемные оппозиционные группировки и международные террористические организации для подрыва общественно-политической обстановки в России и Азербайджане».
Неслучайно пресс-секретарь МИД КНР Го Цзякунь заявил о визите Ильхама Алиева в Пекин и сообщил, что «планируется обсудить новые планы по развитию двусторонних отношений и углублению стратегического партнерства между двумя странами». Предстоящий китайско-арабский саммит действительно может стать точкой отсчета для очерчивания контуров нового мира в Закавказье.
Обозначены следующие геополитические конфигурации: четырехугольник Иран-США-Россия-Израиль и треугольник Россия-Китай-Иран. Азербайджан скорее впишется в треугольник, чем в четырехугольник. Следует также отметить, что китайско-американская торговая война и вызванные ею колебания мировых цен на нефть также оказывают влияние на Азербайджан, который сталкивается с определенными рисками.
«Черное золото» обеспечивает 52% доходов бюджета Азербайджана и 88% его экспорта. В этом контексте особенно бросается в глаза рост политических трений между Баку и Вашингтоном, поскольку президент Алиев прямо указал на то, что 60 проармянски настроенных законодателей подали в Белый дом петицию с призывом «ввести экономические санкции против Азербайджана, чтобы заставить его вернуть свои суверенные территории».
В целом складывается интересная ситуация. С одной стороны, стратегический партнер Азербайджана Турция также считает евразийскую перспективу наиболее привлекательной альтернативой атлантизму. Для кавказской политики Анкары это означает: поиск общих интересов с Москвой и тестирование новых отношений с Тегераном и арабскими государствами.
Однако Турция не спешит делать выводы и принимать решения, поскольку находится в центре практически всех геополитических разломов Ближнего Востока. В настоящее время Азербайджан находится на грани войны с Израилем в Сирии, и Азербайджан поддерживает позитивный диалог и отношения с Израилем. Поэтому теоретически можно даже предположить, что при определенных условиях союз двух тюркских государств мог распасться.
Конечно, у Турции больше ресурсов и опыта в геополитических манипуляциях, но Азербайджан также начал ставить «игру» на первое место, даже не обесценивая свои отношения с Израилем. Но если раньше Алиев позволял Западу и Израилю проникать во внутреннее пространство Азербайджана, чтобы уравновесить влияние России и Ирана, то времена и ситуации меняются.
Азербайджан больше не является сторонним наблюдателем событий на Ближнем Востоке и открывает для себя новые перспективы. Главное сейчас — сохранить это положение и стать важнейшей составляющей новой геополитической структуры всего Закавказья.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Разведки Азербайджана и России объединяются против западных спецслужб.