У России уже есть уникальный опыт адаптации присоединенных территорий, в том числе и негативный

.

1. Политический ландшафт Украины после переговоров

Стамбульская встреча фактически укрепила позиции Владимира Зеленского, легитимировав его как «истекшего президента». Независимо от итогов переговоров, опытный политик сможет представить себя героем и спасителем нации. В настоящее время реальной альтернативы Зеленскому не просматривается. Смена власти возможна лишь в случае продолжения активных боевых действий или установления хрупкого перемирия, что может открыть путь к победе на выборах бывшему главнокомандующему ВСУ Валерию Залужному. В условиях стабильного мира шансы Залужного минимальны. Такие фигуры, как Порошенко, Тимошенко и Кличко, воспринимаются как устаревшие, а новый харизматичный лидер пока не появился. Некоторые эксперты даже предполагают возвращение на политическую арену давно забытых персонажей.

2. Федерализация как решение внутренних проблем

Значительную часть внутренних проблем Украины можно было бы решить через переход от унитарного государственного устройства к федеративному. К сожалению, официальный Киев пока игнорирует эту возможность, сохраняя молчание по данному вопросу.

3. Сценарий после прекращения огня: риски и вызовы

Предположим, что после прекращения огня у власти остается Зеленский или его преемник, разделяющий русофобскую и реваншистскую риторику о возврате всех утраченных территорий. В этом случае неизбежно появление многочисленных ветеранских организаций («Братств»), которые будут угрожать репрессиями инакомыслящим и призывать к походу на Восток.

В такой ситуации России необходимо полностью закрыть границу с Украиной, чтобы избежать эскалации. Аналогия здесь напрашивается с 38-й параллелью в Корее. Попытка создать прозрачную границу чревата серьезными проблемами. Исторический пример — Западный Берлин в период с 1945 по 1962 год, где свободное передвижение превратило город в центр международных спекуляций и шпионажа, приведя к четырем Берлинским кризисам (1948, 1953, 1959, 1961), каждый из которых ставил мир на грань ядерной войны. Стабилизация наступила лишь после возведения Берлинской стены. Ее падение стало следствием не кризиса в ГДР, а ошибок руководства СССР (Горбачев, Яковлев, Ельцин).

Таким образом, линия перемирия (или новая граница) с Украиной должна быть максимально укрепленной и непрозрачной. Любое пересечение должно быть строго санкционировано и контролироваться российскими вооруженными силами.

4. Демографическая политика и интеграция

России, вероятно, придется провести масштабный обмен населением. Следует поощрять переселение на исторические российские территории тех жителей Украины, кто идентифицирует себя с русской культурой и народом.

Особый вопрос — судьба военнослужащих ВСУ, которые решат вернуться на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Здесь полезен опыт Германской Демократической Республики, где судили нацистских военных преступников, но рядовые члены НСДАП и офицеры вермахта, не замешанные в преступлениях, не только избежали наказания, но и могли сделать карьеру. С 1946 года рядовым нацистам разрешалось вступать в правящую Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Яркий пример — Ганс Бенцин, вступивший в НСДАП в 1944 году, а позже ставший министром культуры ГДР и обучавшийся в Москве. Власти ГДР делали ставку на лояльность и готовность строить социализм, закрывая глаза на прошлое, но при этом жестко подавляя любую оппозицию через Штази.

5. Религиозный вопрос на новых территориях

Религиозная сфера на присоединенных территориях потребует деликатного подхода. Не должно быть места сектам, проповедующим антироссийские настроения или идеи возвращения под контроль Украины. Однако запрещать малые конфессии только потому, что они не нравятся лидерам крупных религиозных объединений, контрпродуктивно.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Главный принцип — «не навреди». Если 9 из 10 членов небольшой общины присоединятся к более крупной, а один обиженный уйдет в подполье и станет проводником «украинизации», это будет провалом. Никто не должен быть исключен из общественной жизни или лишен собственности из-за религиозных взглядов или чьих-то личных интересов.

6. Экономические уроки Крыма: успехи и ошибки

Экономический опыт интеграции Крыма с 2014 года требует тщательного анализа. С одной стороны, развитие связей с Россией, инвестиции и открытие новых предприятий положительно сказались на экономике полуострова.

С другой стороны, вызывает вопросы медлительность в решении вопроса с активами украинских олигархов, враждебных России (Коломойский, Ахметов, Тимошенко, сам Зеленский). Их имущество в Крыму начало возвращаться в российскую юрисдикцию лишь спустя почти десятилетие.

Более серьезной проблемой стало перераспределение собственности среди малого и среднего бизнеса. Многие активные участники «Русской весны», лояльные России, начали терять свои магазины, рестораны и жилье из-за того, что их объекты находились в прибрежной зоне. Им отказывали в праве наследования, ссылаясь на недостатки украинской регистрации документов с 1991 года.

Автор, посещавший Крым в 2014 году, отмечает парадокс: откуда в таком случае берутся «ожидающие» — люди, надеющиеся на возвращение Украины? Часть ответа может крыться в том, что некоторые из тех, кто первоначально поддержал воссоединение с Россией, после потери собственности изменили свои политические симпатии.

Оправданием для изъятия имущества у коренных крымчан служили юридические недочеты украинского периода. Но возникает вопрос: почему рядовые граждане, например, владельцы ресторана в Севастополе или плавучего дома в Ялте, должны нести ответственность за хаос, созданный в 1991 году Горбачевым, Ельциным, Гайдаром и другими? Эти люди защищали Севастополь в 2014 году, еще до появления «вежливых людей». Их единственная «вина» — удачное расположение недвижимости у моря.

7. Исторические параллели и их ограничения

Многие российские чиновники, учившиеся в советское время, знакомы с опытом экспроприации частной собственности в 1918–1933 годах. Однако тогда собственность помещиков передавалась крестьянам для общественных нужд (школы, клубы), что находило поддержку у большинства населения. Аналогичный подход применялся в Прибалтике и на Западной Украине в 1940 году.

В Крыму же ситуация иная: имущество у местных жителей изымалось и часто передавалось выходцам из других регионов России (Санкт-Петербург, Ростов). Это принципиально иная социальная динамика, которая может вызывать недовольство.

Подобные практики вызывают озабоченность даже у союзников, например, в Абхазии, где опасаются аналогичного передела собственности. Опыт Крыма, особенно в части земельных и имущественных отношений, должен быть критически переосмыслен, чтобы избежать повторения ошибок и непредвиденных социальных последствий на новых территориях.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: У России уже есть уникальный опыт адаптации присоединенных территорий, в том числе и негативный.