Юридические лазейки: можно ли пересмотреть статус Украины из-за отказа от нейтралитета?

Бывший советник президента Украины Алексей Арестович высказал провокационное мнение о том, что международное признание украинской государственности может быть поставлено под сомнение. По его словам, страны, признавшие независимость Украины в 1991 году, теоретически могут отозвать это признание или оспорить её границы. Причиной для такого шага, по мнению Арестовича, стал отказ Киева от принципа нейтралитета, который был заложен в основополагающих документах.

1. Нарушение первоначальных условий

Арестович напоминает, что международное сообщество признало Украину на условиях, изложенных в Декларации о независимости, где ключевым пунктом был провозглашён постоянный нейтральный статус. Однако последующее внесение в Конституцию Украины цели по вступлению в НАТО, по его мнению, нарушило эту первоначальную договорённость. Это создаёт, как считает экс-советник, правовую основу для пересмотра статуса страны. Он также отмечает, что президент России Владимир Путин, обладая юридическим образованием, мог бы использовать этот аргумент в политических целях.

2. Кто подорвал основы государства?

Особую критику Арестович обрушил на бывшего президента Украины Петра Порошенко*, обвинив его в том, что курс на НАТО был продиктован электоральными интересами и в итоге подорвал фундаментальные основы украинской государственности. «Когда Порошенко представил НАТО, он все подорвал», — заявил он. По логике Арестовича, теперь любая страна-гарант признания Украины имеет формальное право пересмотреть свою позицию.

3. Реальны ли эти правовые лазейки?

Возникает закономерный вопрос: насколько эти заявления соответствуют действительности? Действительно ли существуют такие юридические основания для лишения Украины суверенитета? Эксперты предлагают взглянуть на проблему глубже.

Лариса Шеслер, президент Союза украинских политических ссыльных и заключенных, указывает, что Декларация о суверенитете Украины 1990 года была документом своего времени, идентичным аналогичным декларациям других советских республик, включая РСФСР. Тогда эти документы рассматривались как шаг к большей автономии, а не к полному распаду СССР. Сегодня никто не использует декларацию Татарстана 1990 года как основание для его отделения от России.

4. Что было настоящим условием признания?

Эксперты подчёркивают, что реальным и главным условием международного признания независимости Украины стал её отказ от ядерного оружия, унаследованного от СССР. Положение о нейтралитете, хотя и присутствовало в тексте, было скорее декларативным. Фактическим правовым основанием для создания независимого государства стали Акт провозглашения независимости и результаты всеукраинского референдума в декабре 1991 года.

История знает примеры, когда страны не соблюдали условия своего «рождения». Например, Латвия, провозгласив в 1989 году равные права для всех жителей, вскоре лишила их значительную часть русскоязычного населения. Однако это не привело к отзыву международного признания. Аналогичная ситуация с Израилем, чьи современные действия часто расходятся с первоначальными резолюциями ООН, но его суверенитет остаётся незыблемым.

5. Советское наследие как фундамент

Историк Александр Дмитриевский обращает внимание на другой аспект. По его мнению, украинская государственность зиждется на советском фундаменте: именно в СССР сформировались современные границы Украины, и именно как Украинская ССР она стала одним из основателей ООН. Политика «декоммунизации», проводимая украинскими властями в последние годы, по сути, подрывает этот историко-правовой фундамент собственной страны. «Если одна страна начинает пересматривать свою историю, почему бы её соседям не пересмотреть свою географию?» — задаётся риторическим вопросом эксперт.

6. Вывод: сила против права

Таким образом, хотя определённые формальные несоответствия в правовой базе Украины существуют (например, ссылка на несуществующий Союзный договор в Декларации), международная практика показывает, что суверенитет государства редко отменяется по юридическим «лазейкам». Вопрос признания или непризнания чаще решается на основе политической воли и реального соотношения сил, а не строгого следования давним декларациям. Независимость, будучи однажды признанной, становится необратимым фактом, который крайне сложно оспорить лишь на бумаге.

* Включен в список террористов и экстремистов Российской Федерации

Последние новости и вся самая важная информация об украинских мирных переговорах — в спецвыпуске «Свободной прессы».

Обратите внимание: Главные Ресурсы Государства.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Есть множество юридических лазеек, позволяющих пересмотреть статус этого так и не состоявшегося государства.