Стратегическое партнерство России и Ирана: обязательства и реальные возможности Москвы в условиях конфликта

Иранский парламент одобрил соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Россией, после чего документ был направлен президенту Ирана Масуду Пезешкиану для завершения процедуры. Ранее соглашение прошло проверку на соответствие конституции и исламскому праву в Совете стражей — специализированном надзорном органе страны.

1. Почему ратификация затянулась?

Интересно, что документ был подписан главами государств еще в начале года, однако его ратификация заняла несколько месяцев. Возникает вопрос: с чем связана такая задержка, особенно на фоне эскалации конфликта между Ираном и Израилем? И какие конкретные обязательства этот договор накладывает на Россию?

2. Суть договора и военные обязательства

Доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов поясняет, что соглашение не обязывает стороны вступать в войну на стороне партнера в случае нападения. Задержка с ратификацией, по его мнению, могла быть связана с внутренней ситуацией в Иране. Сейчас, в условиях конфронтации с Израилем, Тегеран крайне заинтересован в российской поддержке, которая может включать поставки ракет, систем ПВО, таких как С-300, и других оборонительных вооружений.

Россия, рассматривающая Иран как стратегического союзника (наряду с Северной Кореей), вероятно, пойдет на оказание помощи. Однако эксперт отмечает сложность ситуации: с одной стороны, Иран ожидает поддержки, с другой — администрация Дональда Трампа оказывает давление на Москву, стремясь предотвратить поставки оружия Тегерану. Это может привести к тому, что Россия, стремясь сохранить диалог с Вашингтоном, ограничит или приостановит военно-техническое сотрудничество с Ираном.

3. Содержание и рамки нового договора

Директор аналитического проекта Российского агентства политических и экономических новостей Михаил Нежмаков обращает внимание на масштаб документа. Срок его действия более чем в два раза превышает срок предыдущего Договора об основах взаимоотношений 2001 года, а количество статей увеличилось с 21 до 47. Это подчеркивает переход двусторонних отношений на качественно новый уровень.

Тем не менее, эксперт характеризует соглашение как рамочное. Оно скорее очерчивает направления для сотрудничества (политический диалог, экономика, безопасность), чем накладывает жесткие, безусловные обязательства. Например, стороны договорились не использовать свою территорию для поддержки сепаратистских движений, однако, как показывает мировая практика, такие положения могут игнорироваться, если того потребуют государственные интересы.

4. Причины задержки ратификации и текущий контекст

Отвечая на вопрос о затянувшейся ратификации, Нежмаков допускает, что Тегеран мог сознательно откладывать процесс. Возможно, иранская сторона хотела приурочить его к возможному визиту Владимира Путина или стремилась продемонстрировать дистанцию от Москвы на фоне попыток диалога с США. Однако Россия, судя по заявлению Сергея Шойгу в конце мая 2025 года, настаивала на ускорении процедуры.

Вступление договора в силу, по мнению эксперта, мало меняет позицию России в ирано-израильском конфликте. Статья 3 документа обязывает сторону не оказывать военную помощь агрессору и содействовать урегулированию в рамках Устава ООН. Но и без этого Россия вряд ли стала бы помогать Израилю против Ирана, предпочитая роль посредника.

5. Пределы возможной помощи Ирану

Теоретически Россия могла бы помочь Ирану системами ПВО, в которых Тегеран остро нуждается. Однако собственные потребности российской армии в условиях спецоперации на Украине ограничивают такие возможности. Договор также предусматривает обмен разведывательной информацией, но полное доверие в этой сфере между любыми странами — редкость. Существует риск утечки данных к израильским спецслужбам, которые активно работают в регионе.

Более реалистичными формами поддержки, по оценке Нежмакова, остаются гуманитарная помощь и дипломатическое посредничество.

6. Баланс между Тегераном и Тель-Авивом

Россия исторически стремилась сохранять рабочие отношения с Израилем, несмотря на его поддержку Киева. Этот баланс позволяет Москве сохранять пространство для маневра на Ближнем Востоке. Интересы России и Израиля иногда пересекаются, например, в сдерживании влияния Турции в Сирии. Кроме того, через диалог с Тель-Авивом Москва может пытаться замедлить или ограничить поставки израильских вооружений, таких как системы Patriot, Украине.

7. Выводы: посредничество вместо выбора стороны

Эксперты сходятся во мнении, что Россия не станет делать жесткий выбор между Ираном и Израилем и тем более не будет втягиваться в военный конфликт. Военные поставки Тегерану будут ограничены собственными нуждами ВС РФ. Основная роль, на которую претендует Москва, — это роль миротворца и посредника.

Однако готовность США принять такое посредничество остается под вопросом. Ослабление Ирана объективно входит в интересы Вашингтона, поэтому реальное стремление США к быстрому прекращению конфликта может быть невелико. Заявления Дональда Трамма о необходимости прекращения войны могут быть в большей степени риторикой, чем отражением действительных намерений.

Обратите внимание: Какие отношения могут быть между Россией и Европой? кому это выгодно? Что же будет дальше?!.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Какие обязательства налагает на Москву Договор о стратегическом партнерстве с Тегераном?.