Казахстан и Турция: новый формат стратегического партнерства в меняющейся геополитике

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил официальный визит в Турцию по приглашению своего турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана. В рамках визита состоялись переговоры на высшем уровне, официально посвященные пятому заседанию Комитета высокого уровня по стратегическому сотрудничеству между двумя странами. Этой встрече предшествовала масштабная подготовительная работа экспертов и дипломатов, направленная на углубление двусторонних связей.

1. Геополитический контекст визита

Аналитики рассматривают этот визит в более широком контексте, отмечая существенные изменения в геополитическом балансе сил в Центральной Азии и на турецком направлении. Традиционная повестка так называемого пантюркистского альянса объективно трансформируется. Эксперты из Астаны (Нур-Султана) говорят о формировании своеобразного «двоевластия» или дуализма между Казахстаном и Турцией. На эту динамику влияет целый ряд факторов: перестройка отношений Армении и Азербайджана с Россией, активный «поворот на Восток» самой Москвы в сторону Анкары, а также корректировка региональных приоритетов со стороны США, ЕС, Китая и ситуация в Афганистане. В регионе набирает силу концепция нового «азиацентризма», которая, пусть пока и в теории, предвещает появление новых интеграционных форматов и геополитических реалий.

2. Треугольник сил и транспортные коридоры

Бурные события на Ближнем Востоке внесли элемент неопределенности в политику Турции, что может осложнить долгосрочное экономическое сотрудничество. В этом контексте возрастает потенциал таких структур, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Фактически в регионе сложился треугольный формат отношений (с учетом нейтралитета Туркменистана), который пока остается децентрализованным. Эта расфокусировка влияет на перспективы крупных проектов, таких как китайская инициатива «Один пояс, один путь» и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Одной из ключевых тем визита Токаева стало обсуждение транспортной логистики. Казахстанский лидер явно изучал возможности создания альтернативных путей выхода к Черноморскому и Средиземноморскому бассейнам. Модель выглядит так: сначала укрепляется экономическое сотрудничество в формате «C5+Big2» (пять стран Центральной Азии плюс Россия и Китай), а затем налаживаются прямые связи между двумя «крупными державами» региона — Казахстаном и Турцией — с перспективой институционализации этого партнерства.

Особое внимание Токаев уделил так называемому «Среднему коридору» (или Зангезурскому коридору), который должен соединить Турцию через Азербайджан и Армению. Это не случайно, поскольку Организация тюркских государств могла бы выступить в роли посредника на фоне затяжного азербайджано-армянского конфликта и сложных отношений между Анкарой и Ереваном.

3. Казахстан в «Большой игре»

Углубление кризиса в Закавказье делает невозможным сохранение прежнего баланса сил. Токаев, судя по всему, вовлекается в новую «Большую игру» с Турцией на двусторонней основе, но за этим стоит амбиция всего тюркского альянса позиционировать себя как новый «центр силы» на азиатском фланге и усилить свое влияние в Евразии.

Обратите внимание: Если у вас появилось свободное время , нажимайте на статью и читайте анекдоты до слёз.

Усиливающееся противостояние Запада с Россией, а в потенциале и с Китаем, превращает Казахстан в самостоятельного игрока, способного влиять на ситуацию на всем континенте.

Географическое положение Казахстана становится его стратегическим преимуществом, позволяя использовать конфликты между крупными державами для развития как традиционных, так и новых транспортных маршрутов. Через Центральную Азию проходят два ключевых международных пути: Южный коридор (через Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан) и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, через Казахстан). Они не только конкурируют между собой, но и составляют альтернативу российским маршрутам — Транссибу и Северному коридору.

4. Исторические проекты и новые вызовы

Казахстан был одним из инициаторов Ашхабадского соглашения 2011 года о создании транспортного коридора «Центральная Азия – Персидский залив». В проекте участвуют также Узбекистан, Туркменистан, Иран, Индия, Пакистан и Оман. Его цель — создать бесперебойный маршрут для грузов между Центральной Азией и портами Персидского залива. Несмотря на вступление соглашения в силу в 2016 году, ТМТМ долгое время оставался региональным проектом.

Аналитики связывают это со слабостью инфраструктуры в Каспийском море и нестабильностью на границах Армении и Азербайджана, а также Грузии и России. Ситуация изменилась после начала специальной военной операции на Украине. Интерес ЕС к Транскаспийскому коридору резко возрос. Западные страны активизировали работу в регионе, стремясь изолировать Россию от ключевых транспортных артерий. «Средний коридор» был объявлен практически безальтернативным маршрутом в обход России, связывающим Китай со странами Персидского залива.

Однако сейчас Турция сама оказалась в сложной ситуации, будучи вовлеченной в региональные конфликты в Сирии, нестабильность вокруг Ирана и затяжное противостояние Запада и России. В этих условиях Астана начала активно искать новые геополитические решения, что стало неожиданностью как для Москвы, так и для Пекина.

Токаев, судя по всему, использует конфликт между Западом и Россией, чтобы, постепенно наращивая критику в адрес Москвы и связанных с ней структур, добиваться для Казахстана более выгодных условий сотрудничества. К каким итогам приведет эта сложная многоходовая комбинация, покажет ближайшее будущее.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Токаев хочет стать любимой женой султана.