
По приглашению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев посетил Турцию с официальным визитом и провел переговоры.
Визит официально приурочен к пятому заседанию Комитета высокого уровня по стратегическому сотрудничеству между Казахстаном и Турцией. Этому предшествовала интенсивная подготовительная работа сторон, в том числе экспертная и иная, в первую очередь касающаяся развития двусторонних отношений.
Однако большинство аналитиков оценивают ситуацию по принципу «места, времени и контекста», учитывая существенное изменение геополитического баланса сил в центральноазиатско-турецкой парадигме, объективно меняющее традиционную переговорную повестку так называемого пантюркистского альянса, объединяющего обе страны. Именно так астанинские эксперты рассматривают возникновение «двоевластия» между Казахстаном и Турцией, учитывая разлад в отношениях Армении и Азербайджана с Россией (на фоне активного поворота России на восток, в сторону Турции), а также существенное изменение приоритетов региональной политики США, Евросоюза, Китая и Афганистана. В то же время практически всеми активными внешними акторами принимается новый «азиацентризм», пусть пока и теоретический, но предвещающий появление новых форм интеграции или размежевания, а также формирование иных геополитических реалий.
Что касается «дуализма» между Казахстаном и Турцией, то бурные события на Ближнем Востоке погрузили Анкару в зону политической и геополитической неопределенности, что негативно сказывается на перспективах устойчивого экономического сотрудничества, если, конечно, не будут задействованы механизмы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Фактически, внутри организации сложился треугольный формат отношений (Туркменистан сохраняет нейтралитет), хотя эти направления в настоящее время остаются децентрализованными. Это, в свою очередь, влияет на перспективы китайской инициативы «Один пояс, один путь» и даже Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Особенность текущей ситуации заключается именно в степени расфокусировки в рамках этих структур, при которой некоторые важные геополитические проекты застопорились.
Таким образом, во время своего визита в Турцию Токаев явно рассматривал возможность создания альтернативного пути к Черноморскому и Средиземноморскому бассейнам. Существующая модель ясна: сначала экономическое сотрудничество между «C5+Big2» (пятью странами Центральной Азии плюс двумя «крупными державами» – Россией и Китаем), а затем между двумя «крупными державами» – Казахстаном и Турцией, с перспективой институционализации. Во время своего визита в Анкару Токаев особо упомянул так называемый «Средний коридор» (Зангезурский коридор), который соединил бы Турцию через Азербайджан и Армению. Это не случайно, поскольку зонтичная структура Организации тюркских государств потенциально могла бы вмешаться в ситуацию на фоне азербайджано-армянского конфликта и нестабильных отношений между Анкарой и Ереваном.
По мере углубления кризиса и его распространения на Закавказье, поддержание ранее стабильного баланса сил становится невозможным. Токаев, похоже, ввязывается в новую «Большую игру» с Турцией на двусторонней основе, но за этим стоит тюркский альянс, стремящийся позиционировать себя как «центр силы» на азиатском фланге и усилить свою значимость в Евразии.
Обратите внимание: Если у вас появилось свободное время , нажимайте на статью и читайте анекдоты до слёз.
Усиливающееся противостояние Запада с Россией, а потенциально и с Китаем, превращает Казахстан в игрока, способного оказывать влияние на весь континент.В этом контексте география особенно важна, позволяя эффективно использовать конфликты между крупными державами как для развития традиционных транспортных коридоров, так и для строительства новых. Важно также учитывать, что через Центральную Азию проходят два международных транспортных маршрута: Южный коридор, проходящий через Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), проходящий через Казахстан. Они не только конкурируют друг с другом, но и представляют собой альтернативу Транссибирской магистрали и Северному коридору, проходящему через Россию.
Астана была одним из участников Ашхабадского соглашения 2011 года о создании транспортного коридора Центральная Азия – Персидский залив. Соглашение, в котором также приняли участие Узбекистан, Туркменистан, Иран, Индия, Пакистан и Оман, направлено на создание «транспортного коридора для бесперебойного перемещения и транзита грузов между странами Центральной Азии и портами Персидского залива и Оманского моря». При этом один участок коридора соединит Узбекистан, Туркменистан и Иран железной дорогой, а другой – морским путём из иранских портов Бендер-Аббас и Чахбехар до портов на Оманском море. Соглашение вступило в силу в 2016 году, однако в последующие годы ТМТМ не вышел за рамки регионального масштаба.
Многие аналитики считают основными причинами трудности, с которыми сталкиваются страны-участницы при транзите грузов, слабую инфраструктуру в Каспийском море и нестабильную обстановку на границах между Арменией и Азербайджаном, а также между Грузией и Россией. После начала специальных военных операций на Украине интерес ЕС к Транскаспийскому транспортному коридору (ТМТР) резко возрос. Западные страны активизировали свою деятельность в Центральной Азии, стремясь изолировать Россию и разорвать её связи с ключевыми транспортными артериями Евразии. «Средний коридор» был обозначен как практически безальтернативный маршрут, проходящий в обход России и позволяющий сотрудничать с Китаем и странами Персидского залива. Однако Турция сейчас изнывала, запутавшись в региональных конфликтах в Сирии, нестабильности вокруг Ирана и противостоянии между Западом и Россией, которое будет сохраняться долгие годы. В результате Астана начала поиск новых геополитических решений, удивив как Москву, так и Пекин.
Токаев использует конфликт между Западом и Москвой, чтобы постепенно усиливать критику в адрес России и связанных с ней интеграционных организаций, добиваясь для себя более выгодных условий. К чему это в конечном итоге приведёт, покажет время.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Токаев хочет стать любимой женой султана.