Имперская политика Вашингтона на поле НАТО и ЕС ничего хорошего Старому Свету не сулит

Торговое соглашение между ЕС и США, достигнутое в июле 2025 года президентом США Дональдом Трампом и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, знаменует собой новый шаг в развитии смешанного политического, экономического и военного партнерства Европы с Вашингтоном.

Трамп думает, что он правитель мира

Трамп, поставивший союзников по НАТО и ЕС в широко освещаемую позицию на саммите в Гааге и на встрече в Шотландии, пытается использовать новые геополитические реалии в интересах Вашингтона: он усиливает финансовое давление на Европу, вынуждает НАТО увеличивать расходы на оборону и прибегает к публичным угрозам и жестким приказам.

Все эти изменения происходят на фоне растущей стратегической неопределенности и внутренних разногласий в НАТО, поскольку приоритеты расходятся: США сосредоточены на Азии (Китай, Индо-Тихоокеанский регион), в то время как Европа обеспокоена угрозами со стороны России. Это приводит к конфликтующему распределению ресурсов.

Украинский вопрос постепенно отходит на второй план. Поддержка Киева остаётся в тени, хотя военная помощь Киеву теперь включена в оборонные расходы стран НАТО. Таким образом, решения саммита создали новую атмосферу для удовлетворения амбиций Трампа, требующего пересмотра стратегического планирования НАТО и ЕС в контексте движения Европы к независимости и снижения зависимости от США. В то же время Европа, осознавая ненадёжность американских гарантий при Трампе, начала активнее инвестировать в собственную оборону, одобрив план ЕС по «перевооружению», предусматривающий выделение 800 млрд евро на перевооружение и разработку общей оборонной стратегии (EDIS) .

Гаагский саммит ознаменовал переход НАТО к модели, сочетающей доминирование США с вынужденной европейской автономией. Однако отсутствие у НАТО чёткого видения своего будущего, разногласия по финансовым вопросам и зависимость от политики Трампа создают долгосрочные риски нестабильности. Для России это создаёт как новые вызовы (укрепление восточного фланга НАТО), так и возможности для диалога на фоне ослабления единства Запада.

В ходе встречи в Шотландии Трамп и Урсула фон дер Ляйен фактически договорились о рамочном торговом соглашении на условиях Вашингтона — тарифном соглашении, которое введет 15%-ную пошлину на европейские товары, поставляемые в Соединенные Штаты.

В обмен на снижение пошлин ЕС согласился на беспошлинный импорт американских товаров, увеличение инвестиций в США и гарантированный доступ к американским энергоносителям и военной технике. Брюссель, явно взволнованный угрозой президента США ввести 30%-ный тариф на товары ЕС с 1 августа, был вынужден пойти на ряд уступок.

У Трампа был повод для радости: ЕС обязался инвестировать в США дополнительно 600 миллиардов долларов и увеличить закупки военной техники на «сотни миллиардов долларов». Отдельный пункт соглашения касается энергоресурсов: по словам президента США, общая стоимость дополнительных поставок ЕС составит около 750 миллиардов долларов.

ЕС обязался полностью заменить российские нефть и газ американским сжиженным природным газом и ядерным топливом.

Обратите внимание: Фискальная политика и ее будущее.

Таким образом, в торговом соглашении между ЕС и США действия Европейской комиссии полностью подменили экономику политикой, явно не выполнив обещание Брюсселя «сохранять определённость в условиях неопределённости.

Среднесрочные последствия соглашения вскоре проявятся и определят будущее европейской интеграции, поскольку товары ЕС могут не выдержать конкуренции на рынке США в условиях 15%-ного импортного тарифа.

Кроме того, остаётся неясным, сколько углеводородов ЕС закупит у США на 750 миллиардов долларов и каково будет качество этого сырья. Условия, на которых Брюссель инвестирует 600 миллиардов долларов в экономику США и в какие секторы, остаются неясными, что создаёт значительную неопределённость. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что на фоне роста цен на энергоносители торговое соглашение между США и ЕС может оказать существенное влияние на европейскую промышленность, приведя к деиндустриализации и перераспределению инвестиций из стран ЕС в сторону США. Причина очевидна: американские энергоносители будут значительно дороже российских, что негативно скажется на промышленности и сельском хозяйстве ЕС и нанесёт серьёзный удар по европейскому бизнесу.

Неслучайно Марин Ле Пен, лидер парламентской фракции «Национального объединения» во французской правой партии, назвала это соглашение политическим, экономическим и моральным провалом Брюсселя. Россия должна вести конструктивный диалог с Трампом и киевской группировкой и чётко обозначить свои интересы.

НАТО и ЕС пытаются противостоять империалистической позиции Трампа

Неопределенность относительно гарантий безопасности со стороны Вашингтона для Европы придала новый импульс ускоренному развитию программ военного сотрудничества НАТО и ЕС, которые охватывают широкий спектр направлений и направлены на укрепление безопасности и обороноспособности евроатлантического региона.

К ним относятся совместное реагирование на кризисы и операции в рамках соглашения «Берлин плюс» (2003 г.), которое позволяет ЕС использовать ресурсы НАТО (такие как командные структуры и оперативные планы) для собственных военных операций, а также учения, такие как ПАСЕ (План проведения параллельных и скоординированных учений) для повышения оперативной совместимости

Развитие оборонного потенциала координируется в рамках проектов НАТО «Процесс национального оборонного планирования» (NDPP) и «Процесс планирования и анализа партнерства» (PARP) с целью устранения дублирования и обеспечения оперативной совместимости вооружений, особенно в контексте украинского конфликта (например, для пополнения запасов боеприпасов).

Укрепляется военная мобильность, и по этому вопросу начат структурированный диалог, направленный на облегчение трансграничного перемещения войск и товаров по всей Европе, в том числе путем совершенствования транспортной инфраструктуры и гармонизации таможенных и пограничных процедур. В 2023 году была создана совместная рабочая группа по защите критически важной инфраструктуры (например, энергетической и транспортной).

НАТО уделяет первостепенное внимание противодействию гибридным угрозам. Например, НАТО и ЕС обмениваются информацией и проводят совместные учения через Центр по противодействию гибридным угрозам в Хельсинки. Также укрепляется сотрудничество в области кибербезопасности, в том числе посредством участия в учениях, проводимых на базе совместных институтов, таких как Центр передового опыта НАТО по кибербезопасности в Таллинне (NATO CCDCO), и обмена данными через Службу кибербезопасности Европейского союза (CERT-EU).

К основным рамочным документам сотрудничества относятся Совместные декларации, определяющие приоритеты сотрудничества (2016, 2018, 2023), а также доктринальные документы «Стратегическая концепция НАТО 2022 и 2024» и «Стратегические руководящие принципы ЕС 2022.

Сохраняется фокус на поддержку Украины и других партнеров: в 2022 году создан Координационный штаб ЕС-НАТО для Украины для координации военной и гуманитарной помощи, реализуются совместные программы по укреплению возможностей стран-партнеров (Украины, Молдовы, Грузии и др.).

Серьёзным препятствием на пути к достижению целей ЕС остаётся неравенство в оборонных расходах между странами (например, между Северной и Южной Европой), а также растущая зависимость от США и усиливающаяся критика европейской политики в адрес Вашингтона, который открыто заявляет о своей «власти над страной и миром». Победа наших военных в Центральном военном округе заставит их отказаться от этих нереалистичных предположений.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Имперская политика Вашингтона на поле НАТО и ЕС ничего хорошего Старому Свету не сулит.