На этой неделе в России отмечается День российского парламентаризма — памятная дата, установленная в 2012 году, и приуроченная к началу работы Государственной думы Российской империи 27 апреля (по старому стилю) 1906 года

На этой неделе в России отмечается День российского парламентаризма – памятная дата, установленная в 2012 году и приуроченная к началу работы Государственной Думы Российской империи 27 апреля (по старому стилю) 1906 года. Это событие было начало витиеватого пути развития отечественных парламентских институтов.

На этой неделе в России отмечается День российского парламентаризма — памятная дата, установленная в 2012 году, и приуроченная к началу работы Государственной думы Российской империи 27 апреля (по старому стилю) 1906 года

Учитывая федеративную природу Российского государства, о парламентаризме в нашей стране принято говорить применительно не только к обеим палатам федерального собрания, но и к законодательным органам государственной власти субъектов. Вместе с тем, пройдя тридцатилетний путь формирования демократической конституционной модели парламентаризма, сам этот институт прошел различные этапы политико-правовой трансформации.

Из оппозиции президентской власти и ситуативной коалиции с точки зрения расстановки политических сил в девяностые годы Государственная Дума в первые годы ХХI века переформатировалась в институт принятия консолидированных решений и формирования легалистского политического пространства . Наряду с политическими и функциональными изменениями в нижней палате парламента изменился и подход к формированию депутатского корпуса. Избирательная система на парламентских выборах изменилась со смешанной на пропорциональную (в пятом и шестом созывах) и обратно на смешанную.

Со своей стороны Совет Федерации претерпел несколько реформ, важнейшая из которых стала отправной точкой для построения вертикали власти. Федеральный совет вступил в двадцать первый век в форме «палаты региональных лидеров». Поэтому сам статус членов Совета Федерации (тогда еще не называвшихся сенаторами) воспринимался как внутренний институциональный конфликт с точки зрения принципа разделения властей. С одной стороны, они руководили исполнительной властью в регионах, а с другой – выступали законодателями на федеральном уровне.

Целью первой реформы централизации Владимира Путина было устранение этого противоречия в статусе членов Совета Федерации и их «профессионализация». С этого момента делегированным представителям исполнительной и законодательной власти регионов было предложено вести постоянную законотворческую работу в верхней палате парламента, а усилия глав субъектов были сосредоточены на работе на их территориях. Кстати, на волне этой реформы был создан и Государственный совет, который до 2020 года действовал в рамках «декретного» правового регулирования, а через 20 лет своего существования получил статус конституционного органа. Этот орган в целом далек от парламентаризма и стал федеральной площадкой для вовлечения глав регионов в реализацию единой государственной политики.

Федеральное Собрание сегодня демонстрирует ритмичную работу, синхронизируясь с президентом и органами исполнительной власти. С точки зрения реализации своих законодательных функций российский парламент является одним из элементов общей системы управления. Такое позиционирование стало особенно ясным в последние два созыва. В этот же рабочий период нижняя палата парламента, как известно, взяла курс на переработку законодательного портфеля, сформированного за все предыдущие созывы. В целом субъектность федерального собрания выстраивается в административной парадигме и выражается в законодательном обеспечении единой государственной политики.

Значительный институциональный сдвиг в развитии парламентаризма за эти годы произошел и на региональном уровне.

В период становления новой государственности в девяностые годы законодатели субъектов Российской Федерации были вынуждены не только заниматься региональным строительством, но и «латать бреши» в федеральном регулировании, которых объективно было немало, как из-за политическим причинам (например, блокирование «рыночных» законодательных инициатив в Государственной Думе), так и в свете приоритета федерального центра по текущим вопросам государственного строительства, решения экономических задач, обеспечения целостности и безопасности государства.

Опять же, рассматривая истоки вертикализации государственного устройства, нельзя не упомянуть об образовании федеральных округов и институте депутатов президента. Именно на полномочных представителей возлагалось проведение федеральной политики в регионах и обеспечение в том числе законодательного единства и правовой целостности государства.

Уполномоченные обеспечивали унификацию регионального законодательства, активно способствовали ликвидации относительно свободных подходов к регулированию общественных отношений. Это был фактически переломный момент в развитии региональной законодательной и представительной власти. Именно законодательная составляющая его полномочий стала получать жесткие ограничения, выход вовне препятствовали те же посольства, прокуратура и территориальные органы Минюста России.

Традиционно заседания Законодательного Совета Российской Федерации проходят в день российского парламентаризма или накануне его.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

Этот год не станет исключением. Следующая встреча состоится в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Ожидается, что в нем примет участие глава государства Владимир Путин. Основными участниками мероприятия станут федеральные и региональные парламентарии, входящие в состав Совета законодателей.

Этот факультативный парламентский институт обычно находится вне фокуса всеобщего внимания. Это порождает определенный скептицизм в отношении его статуса и важности в российской парламентской системе. Но его создание в некотором смысле завершило процесс встраивания региональных законодательных органов в единую архитектуру законодательной власти.

Этот орган создан в 2012 году, и его участие в федеральном законотворческом процессе в основном определяется регламентом Государственной Думы. Совет законодателей, с одной стороны, позволяет осуществлять межпарламентское взаимодействие на уровне федеративных отношений между центром и регионами, а с другой стороны, фактически служит инструментом совершенствования конструктивных или фильтрующих концептуально противоречивых законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

Совет законодателей не является декоративным или закулисным органом. При желании с его деятельностью можно ознакомиться на сайте или в системе обеспечения законотворческой деятельности Государственной Думы. С 2013 года в Законодательный совет поступило более 2500 региональных законодательных инициатив, из которых около четверти направлено в нижнюю палату парламента. При этом оценка инициатив Законодательным советом сопровождается их всесторонней оценкой профильными комитетами и юридическими службами Государственной Думы и Совета Федерации. Такая экспертиза позволяет не только совершенствовать законодательную инициативу самих регионов, но и вырабатывать альтернативные механизмы решения региональных проблем путем корректировки законодательства субъектов Российской Федерации и правоприменительной практики по отдельным вопросам.

С момента принятия Конституции России в ней был сформулирован принцип единства исполнительной власти, который в институциональном плане требовал дополнительных корректировок в ходе административной реформы «нулевых» лет. С 2020 года, как известно, в Конституцию введен принцип единства публичной власти, который по смыслу конституции закрепляет федеральную, региональную и муниципальную административно-политическую системы. Этот принцип создает конституционную технократическую надстройку, которая негласно постулирует приоритет государственного управления над политикой в ​​деятельности учреждений и должностных лиц.

Что касается парламентаризма в России сегодня, то также уместно говорить о его технократизации. Это относится, в частности, к законодательным функциям. Что касается представительства народа как единственного источника власти, то политические нюансы в деятельности парламентариев все же прослеживаются, особенно на пересечении законодательных собраний в период избирательных кампаний.

Но с учетом особенностей настоящего момента и в этой части классические политические черты (борьба за политические идеологии и партийные программы или креативные технологии) подменяются. Их заменяет оценка избирателями полезности народных избранников, основанная на их эффективности в рамках «теории малых дел» (выполнение поручений или обращений избирателей). Сами политические акторы (включая политические партии) выбирают кандидатов с учетом их вклада в решение государственных задач.

Показателем этой тенденции, особенно в период борьбы с ковидом, было выдвижение волонтеров и медицинских работников на должности заместителей руководства, а сегодня электоральные тенденции выводят на первые роли участников СВО и все тех же волонтеров. И это тоже важный фактор в понимании сформировавшегося к 2023 году российского парламентаризма.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: На этой неделе в России отмечается День российского парламентаризма — памятная дата, установленная в 2012 году, и приуроченная к началу работы Государственной думы Российской империи 27 апреля (по старому стилю) 1906 года.