Саммит ШОС и мероприятия в честь 80-летия окончания Второй мировой войны в Китае вышли за рамки обычного дипломатического события. Собрание представителей 26 государств стало площадкой для обсуждения принципов нового мироустройства. В фокусе внимания оказалось формирование стратегического альянса между Россией, Китаем и Северной Кореей. Насколько жизнеспособен этот союз и какие выгоды он сулит России? Своим экспертным мнением на вопросы «СП-ВИДЕО» поделился востоковед, кандидат исторических наук, профессор Андрей Ланьков.
1. Объединяет ли Глобальный Юг что-то, кроме обиды на США?
«СП»: У любого геополитического блока, помимо общих целей, есть и национальные интересы каждого участника. Есть ли у стран Глобального Юга что-то общее, кроме недовольства американской гегемонией и желания ей противостоять?
— Недовольство доминированием США действительно является мощным объединяющим фактором для многих государств. Это стремление пересмотреть существующий миропорядок в свою пользу. Однако при детальном рассмотрении позиций разных стран часто выявляются противоречия и взаимоисключающие взгляды на будущее. Истории известны союзы, построенные исключительно на негативной повестке — противостоянии кому-либо. Как правило, они оказываются недолговечными.
СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО
Прямые ссылки передачи в RuTube, YouTube, VK. Смотрите все передачи СП-ВИДЕО
2. Что будет с альянсом, если США смягчат санкции?
«СП»: Как долго, на ваш взгляд, может просуществовать союз Глобального Юга? Допустим, США ослабят давление: снимут санкции с России, нормализуют торговлю с Китаем, отменят ограничения для Индии и даже, в гипотетическом сценарии, разблокируют Иран и КНДР. Что тогда станет с этим объединением?
— Суть многих претензий заключается именно в экономической дискриминации, в ограничении доступа к международным рынкам. Если эти барьеры исчезнут, то и почва для недовольства значительно сократится. Вашингтон теоретически может пойти на нормализацию отношений с Пхеньяном. С Москвой история санкций сложнее, но договорённости возможны. Самые глубокие противоречия — между США и Китаем. Хотя снижение дискриминации ослабит протестные настроения, полностью ликвидировать разногласия вряд ли удастся.
3. Битва за историю: кто главный победитель во Второй мировой?
«СП»: В Пекине громко заявили, что Китай, наряду с СССР, был одним из главных победителей во Второй мировой. Как на это отреагируют в США, где Дональд Трамп недавно писал, что победа была одержана «только благодаря нам»? Ждёт ли нас новый пересмотр истории?
— В США вряд ли будут сильно переживать из-за китайских исторических нарративов. Для Америки тихоокеанский театр военных действий — не столь сакральная тема, как для России или Китая. В России образ главного победителя — краеугольный камень национальной идентичности. Китаю же, как восходящей сверхдержаве, важно утвердить свою роль в ключевых событиях мировой истории. К этому стоит относиться спокойно, опираясь на факты: достаточно проанализировать военную статистику, чтобы понять, на чьи плечи легла основная тяжесть борьбы с нацизмом в Европе.
Обратите внимание: Дмитрий Быков - новый железный занавес в условиях пандемии. Почему люди хотят быть за железным занавесом?.
4. Военно-техническое сотрудничество: что даёт России союз с КНДР?
«СП»: С Китаем как военным партнёром России многое понятно: поставки техники, совместные разработки. А что заставило Северную Корею заключить с Россией Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и поддержать СВО?
— В начале СВО остро встал вопрос снабжения артиллерией и боеприпасами крупных калибров, производство которых на Западе было свёрнуто как «устаревшее». Северная Корея, для которой такая артиллерия долгое время была основой обороны, обладает огромными запасами. Их поставки в Россию решили критически важные задачи. Участие северокорейских военных в боевых действиях — это для них бесценный опыт, а для Ким Чен Ына — способ позиционировать себя как защитника от «коллективного Запада». Выгода Пхеньяна — прежде всего, экономическая. Способ оплаты — государственная тайна, но уровень жизни в Северной Корее заметно вырос: в магазинах появились российские товары.
5. Оплата натурой: технологии вместо ядерных секретов
«СП»: Может ли Ким Чен Ын рассчитывать на получение ядерных технологий от России в обмен на поддержку?
— О передаче ядерных технологий не может быть и речи. Россия, как и другие ядерные державы, не заинтересована в дальнейшем распространении этого оружия. Однако другие виды военных технологий, например, в области спутниковой разведки, вполне могут стать частью «натурального» расчёта.
6. Будущее сотрудничества: что ждёт рядовых россиян?
«СП»: После завершения СВО в каких сферах будет развиваться сотрудничество внутри «стратегического треугольника»? Что от этого получат обычные граждане России?
— С Китаем сотрудничество продолжится в привычных областях: автомобилестроение, лёгкая промышленность. С Северной Кореей открываются интересные перспективы, о которых я подробно рассказывал на своём YouTube-канале. Это, в первую очередь, квалифицированная и дисциплинированная рабочая сила. Северокорейские рабочие и строители часто работают качественнее мигрантов из Средней Азии, многие хорошо говорят по-русски. Швеи из КНДР могли бы пополнить кадровый состав текстильных предприятий, например, в Иваново. Что касается масштабных экономических проектов — здесь, за исключением ВПК, точки соприкосновения российской и северокорейской экономик пока найти сложно.
7. Эволюция образа России в Северной Корее
«СП»: Отношения с Китаем у России стабильны. А как сейчас в Северной Корее относятся к России?
— Отношения переживали разные периоды. После перестройки в КНДР считали, что СССР предал социалистические идеалы. Сегодня ситуация изменилась. Показательно, что если раньше роль СССР в освобождении Кореи замалчивалась, то сейчас она активно подчёркивается. Советское мемориальное кладбище в Пхеньяне отреставрировано, на входе — надпись на русском. Изменились и культурные предпочтения: если раньше слушали Пугачёву, то теперь огромной популярностью пользуется SHAMAN.
8. Наследница династии: дочь Ким Чен Ына
«СП»: Ким Чен Ын взял с собой в Китай дочь. Означает ли это, что в династии Кимов может появиться женщина-лидер?
— С конца 2022 года Ким Чен Ын постоянно появляется на официальных мероприятиях с одной из дочерей, Ким Чжу Э. Все признаки указывают на то, что он готовит её в преемницы. В официальной прессе её называют «дорогим ребёнком», а когда она рядом с отцом — используют формулировку «наши уважаемые титаны руководства». Примечательно, что Ким Чен Ын активно продвигает женщин на реальные руководящие посты в государстве, а не на декоративные должности.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Удастся ли трем странам переделать мир на более справедливых условиях.