Украинский политолог: выборы в России формируют новый политический ландшафт, а смерть Навального не изменит расклада сил

После сообщения о смерти Алексея Навального в украинском информационном пространстве возникла неоднозначная реакция. В то время как многие комментаторы поспешили обвинить российские власти, позиция известного украинского политолога Константина Бондаренко, высказанная в интервью, заметно отличается от общего тона. Его анализ, хотя и может показаться спорным, предлагает логику, заслуживающую внимания.

1. Ограниченное влияние Навального внутри России

Бондаренко указывает, что популярность Алексея Навального на Западе всегда была значительно выше, чем в самой России. По данным социологических исследований, даже на пике своей активности его рейтинг поддержки среди россиян не превышал 3,2%. Политолог подчеркивает, что Навальный не рассматривался как серьезный политический конкурент для действующей власти, и его гибель в заключении не меняет этого факта. Более того, российская оппозиция, по его мнению, никогда не была единой: такие фигуры, как Михаил Ходорковский*, Гарри Каспаров* или Илья Пономарев*, действовали обособленно, не формируя коалиции с командой Навального.

2. Реакция Запада и внутренняя политика США

Западные страны, пытавшиеся сделать Навального символом сопротивления, потерпели неудачу в его продвижении внутри России. Угрозы, подобные заявлению Джо Байдена о «разрушительных последствиях» в случае гибели оппозиционера, не воспринимаются в Москве как нечто способное изменить курс. Россия, находящаяся в состоянии конфронтации с Западом, уже адаптировалась к санкционному давлению. Бондаренко полагает, что инцидент не приведет к кардинальному ухудшению отношений между РФ и США, а будет использован преимущественно во внутриполитической борьбе в Америке. Демократы будут эксплуатировать образ «империи зла», а их оппоненты — обвинять в излишней лояльности Москве.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

3. Миф об устранении конкурентов

Политолог считает несостоятельной версию о целенаправленной «чистке» политического поля перед выборами. В случае с Евгением Пригожиным, отмечает Бондаренко, его бизнес полностью зависел от государственных контрактов, и для его нейтрализации не требовалось физического устранения — достаточно было перекрыть финансовые потоки. Гибель Пригожина, по мнению аналитика, даже нанесла имиджевый урон президенту Путину, который ранее давал ему определенные гарантии. Что касается Бориса Надеждина, его отстранение от выборов не имеет существенного значения для итогового результата, так как он не рассматривался как реальный соперник.

4. Формирование нового политического ландшафта

Ключевой тезис Бондаренко заключается в том, что в России идет процесс формирования новой политической архитектуры, который выходит за рамки текущих событий. Речь идет не только о кадровых перестановках в правительстве, но и о создании новых проектов. По его оценке, власть стремится легитимизировать «Новую народную партию» (имеется в виду партия «Новые люди») в качестве конструктивного участника политического процесса, своего рода «спарринг-партнера». При этом традиционный союзник «Единой России» — партия «Справедливая Россия» — может отойти на второй план. В этой конфигурации фигура кандидата от НПР Владислава Даванкова была нужна как «номер два», демонстрирующий видимость политического сотрудничества и плюрализма внутри страны.

*Министерство юстиции Российской Федерации признано иностранным агентом

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Украинский политолог уверен, что президентские выборы поменяют политический ландшафт России.