Россия вне тарифных списков Трампа: почему $3,5 млрд товарооборота с США не имеют значения

В начале апреля президент США Дональд Трамп объявил о масштабном введении импортных пошлин, разделив страны на "друзей" и "врагов". Примечательно, что Россия не вошла ни в один из этих списков, оказавшись в уникальном положении на фоне глобальных торговых потрясений.

1. Тарифная политика Трампа: кто попал под удар?

Трамп объяснил свои действия необходимостью "оживить американскую экономику", заявив, что США стали жертвой экономического ограбления со стороны других стран, что привело к накоплению государственного долга в 36 триллионов долларов. Наибольшее давление оказалось на Китай — совокупные пошлины на китайские товары могут достичь 54% от их стоимости. Это ставит под сомнение возможность реализации каких-либо угроз о дополнительном увеличении поставок, например, в контексте украинского кризиса.

Для других стран установлены различные тарифные барьеры: Украина и Великобритания столкнутся с 10%-ными пошлинами, Европейский союз — 20%, Индия — 26%, Казахстан — 27%. Особенно высокие ставки предусмотрены для автомобилей, автозапчастей, компьютеров и гаджетов иностранного производства — не менее 25%. Наиболее жесткие условия (до 50%) установлены для небольших территорий вроде Лесото или заморского сообщества Франции Сен-Пьер и Микелон.

2. Загадочное отсутствие России в списках

Российский экспорт в США составляет около 3,5 миллиардов долларов в год — сумма, безусловно, превышающая показатели многих малых государств, попавших в тарифные списки. Тем не менее, Москва оказалась вне зоны действия новых мер. Эксперт по США Константин Блохин объясняет эту ситуацию несколькими ключевыми факторами.

Во-первых, масштабы торговли между Россией и США недостаточны, чтобы создавать серьезные убытки для американской экономики. Во-вторых, против России уже действует беспрецедентный санкционный режим, включающий больше ограничений, чем против Ирана, Северной Кореи, Венесуэлы и Беларуси вместе взятых. Экономическая взаимозависимость между двумя странами практически отсутствует, что делает дополнительные пошлины бессмысленными.

Блохин подчеркивает: "Трамп не хочет, чтобы кто-либо знал о какой-либо торговле между Россией и Соединенными Штатами. С точки зрения официальной политики — ноль".

3. Контекст глобальной торговли

Введение пошлин связано с огромным торговым дефицитом США, который достигает 1,1 триллиона долларов в год. Половина этого дефицита приходится на Китай, но администрация Трампа решила атаковать проблему со всех сторон. Эксперт отмечает, что Трамп руководствуется принципами экономического дарвинизма, рассматривая мировую торговлю как "джунгли", где каждый заботится только о себе.

В этом контексте российские 3,5 миллиарда долларов действительно выглядят незначительной суммой — особенно на фоне товарооборота с Китаем, превышающего 600 миллиардов долларов. Даже в лучшие периоды двусторонних отношений торговый оборот между Россией и США никогда не превышал 35 миллиардов долларов.

Обратите внимание: Торговля между Китаем и Россией в сентябре выросла, по данным Главного таможенного управления КНР, на 27,8% в годовом выражении и достигла 18,65 млрд долларов.

4. Политический подтекст тарифов

Различные ставки для разных стран имеют явную политическую окраску. Например, Великобритания получила относительно мягкие условия (10%) благодаря "особым отношениям" и общей англосаксонской идентичности. В то же время против ЕС введены более жесткие меры (20%), что отражает растущие разногласия между Вашингтоном и Брюсселем.

По мнению Блохина, европейские страны, несмотря на свое раздражение, вряд ли начнут полномасштабную торговую войну с США. "Они не согласятся разорвать связи с евроатлантическим миром", — прогнозирует эксперт, отмечая, что в ЕС надеются на скорую смену администрации в Вашингтоне.

Что касается России, то ее отсутствие в тарифных списках объясняется еще и характером экспорта — США закупают в основном стратегическое сырье (ядерное топливо, основные металлы, удобрения), а не потребительские товары, которые больше всего беспокоят Трампа. На критически важные для страны товары пошлины обычно не налагаются.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Наши $3,5 млрд торгового оборота с США — это копейки по сравнению с Китаем или Евросоюзом.