В Минэнерго проспали кризис угольной отрасли. Есть ли шанс спасти добычу

По данным Министерства энергетики России, представленным на правительственном заседании, с 2022 года угольная промышленность страны понесла совокупные убытки, приближающиеся к 2,1 трлн рублей. Примечательно, что основная часть этих финансовых потерь обусловлена не внешними санкционными ограничениями, а внутренними факторами экономической политики.

1. Внутренние причины кризиса

Анализ показывает, что около 826 млрд рублей было изъято из отрасли вследствие повышения внутренних тарифов и усиления фискального давления. Существенный удар нанесла логистика: невозможность организовать железнодорожные перевозки угля в восточном направлении обернулась потерями в 424 млрд рублей, а рост тарифов РЖД на грузоперевозки — ещё 267 млрд рублей. Дополнительно 390 млрд рублей угольщики недополучили из-за предоставленных скидок.

Что касается прямого влияния санкций, то экспортёры угля оценили свои убытки на западных рынках примерно в 515 млрд рублей. Эти потери связаны с полным прекращением или серьёзным ограничением поставок в страны Евросоюза, а также в Японию, Южную Корею и Тайвань. Таким образом, на внешнеполитические факторы приходится менее четверти общего объёма финансовых проблем отрасли.

2. Позиция Минэнерго и системные проблемы

Несмотря на присоединение Донбасса, которое теоретически могло бы стимулировать рост, угольная промышленность России продолжает стагнировать. Главный эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью агентству «Свобода» прокомментировал ситуацию.

На вопрос о том, почему Министерство энергетики, будучи профильным ведомством, допустило усиление фискальной нагрузки и рост тарифов, эксперт отмечает, что окончательные решения по тарифам находятся в компетенции ФАС, которая должна учитывать позицию Минэнерго. По мнению Юшкова, ведомство, судя по всему, не придало этому вопросу должного значения или не обладало достаточным административным весом, чтобы продвинуть комплексный план поддержки отрасли. При этом другие игроки, такие как РЖД, лоббировали свои интересы — повышение тарифов — более успешно.

Эксперт также обращает внимание на то, что перевозка угля не является для РЖД самым прибыльным направлением, а на восточном полигоне угольные составы часто создают «пробки», затрудняя транспортировку других грузов.

3. Текущие вызовы и поиск решений

Сейчас Минэнерго, осознав глубину кризиса, ищет способы поддержать угольщиков. Однако ключевые проблемы находятся вне его прямого контроля. Во-первых, после пика 2022 года цены на уголь на мировом рынке стабилизировались на умеренном уровне. Во-вторых, смещение экспортных потоков с запада на восток резко увеличило транспортные плечи и издержки для традиционных бассейнов, таких как Кузбасс. Приоритетный доступ к восточным направлениям, предоставленный в 2022 году, был утрачен, что к 2024 году поставило многие предприятия на грань рентабельности.

По словам Юшкова, сейчас Минэнерго, вероятно, сосредоточится не на корректировке тарифов РЖД, а на лоббировании снижения налоговой нагрузки для отрасли.

4. Состояние предприятий и рынки сбыта

Многие шахты и разрезы, добывающие энергетический уголь, стали убыточными и прекратили работу. Исключение составляют предприятия, ориентированные на добычу коксующегося угля для металлургии, спрос на который остаётся стабильным. Яркий пример — Эльгинское месторождение, которое построило частную железную дорогу к порту и успешно экспортирует свою продукцию.

Основным покупателем российского энергетического угля стал Китай, однако он наращивает собственную добычу и ввёл импортные пошлины, что создаёт дополнительные риски. Другими рынками сбыта остаются Индия, страны Юго-Восточной Азии и Турция, но их совокупный объём закупок значительно меньше китайского.

5. Логистический тупик и перспективы Донбасса

Значительная часть потерь (424 млрд рублей) связана с физической невозможностью вывезти добытый уголь на восток. Проблема заключается не в нехватке сухогрузов, а в ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры (Восточного полигона). Её расширение требует масштабных бюджетных вливаний.

Что касается угля Донбасса, то его экспортная привлекательность невысока из-за огромного расстояния до восточных портов. Его основное предназначение — покрытие внутренних потребностей новых регионов и, возможно, энергодефицитных районов, таких как Краснодарский край. Однако для этого необходима масштабная инвентаризация и модернизация старых шахт, многие из которых, вероятно, придётся закрыть из-за высокой себестоимости добычи.

Обратите внимание: Глобальный кризис 2020 года уже близок. Топ 10 весомых причин!.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: В Минэнерго проспали кризис угольной отрасли. Есть ли шанс спасти добычу.