В Минэнерго проспали кризис угольной отрасли. Есть ли шанс спасти добычу

Угольная промышленность России потеряла около 2,1 трлн рублей с 2022 года. Об этом сообщило Министерство энергетики России на заседании правительства по стратегии развития отрасли.

Интересно, что большая часть этих потерь не была связана с иностранным санкционным давлением на отрасль, а скорее с нашей внутренней ситуацией.

Сообщается, что из-за повышения внутренних тарифов и фискальной нагрузки из угольной отрасли дополнительно изъято около 826 млрд рублей. Кроме того, невозможность железнодорожных перевозок угля на восток привела к потерям в размере 424 млрд рублей. Убытки от повышения тарифов на грузовые перевозки РЖД оцениваются в 267 млрд рублей. Из-за скидок угольщики потеряли еще 390 млрд рублей.

Сами экспортеры угля понесли убытки в размере до 515 млрд евро, что составляет менее четверти всех потерь, из-за санкций, которые полностью прекратили или ограничили поставки угля в страны ЕС, а также в Японию, Южную Корею и Тайвань (Китай.

В то же время Россия получила еще один источник угля — Донбасс, в связи с чем ожидается рост угольной промышленности. Почему угольная промышленность не развивалась, а пришла в упадок? Об этом ИА «Свобода» сообщил главный эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

СП: Министерство энергетики жалуется, что шахтеры страдают от налогов и железнодорожных сборов. Но когда были одобрены предложения по увеличению фискальной нагрузки и тарифов на перевозчиков, на чем сосредоточилось само министерство?

- Хороший вопрос – что сделало Министерство энергетики? Конечно, наши тарифы в первую очередь определяются ФАС. Но антимонопольное ведомство должно прислушаться к мнению Минпромторга. Видимо, министерство не слишком беспокоило эта история.

Тем не менее Министерство энергетики в основном занимается угольной промышленностью. Некоторые люди могут справиться с углеводородами без него. Министр Циверев, как бизнесмен, ранее владел угольными активами. Он также должен знать о проблемах шахтеров.

Я считаю, что в то время у департамента просто не было достаточных полномочий для разработки комплексного плана поддержки отрасли, а другие департаменты лоббировали свои интересы более успешно. К руководству страны обращались и другие игроки: например, «Российские железные дороги» всегда стремились повысить тарифы при первой же возможности.

Более того, в интересах РЖД немного сократить объемы перевозок угля, поскольку перевозка этого вида топлива — далеко не самое прибыльное дело, а для других перевозчиков уголь — явная помеха.

Если посмотреть на восточный полигон, то он либо полностью заполнен грузовыми вагонами (полувагонами), перевозящими уголь, либо пустыми вагонами, возвращающимися на запад.

Это затрудняет перевозку других грузов.

«СП»: Однако если Минэнерго уделило этому вопросу так много внимания на заседании правительства, то теперь оно хочет погасить часть долгов угольщиков, чтобы поддержать их. Чем я могу помочь?

— Согласно несекретным статистическим данным, в последние годы Россия существенно сократила добычу угля.

Мы столкнулись с проблемой, на которую Минэнерго повлиять не может: цены на уголь на внешних рынках стабилизировались на умеренно высоком уровне. С момента начала газового кризиса в середине 2021 года они резко выросли и достигли пика в 2022 году, поскольку уголь является естественным заменителем газа.

Цены на уголь сейчас вернулись к долгосрочным средним уровням.

Вторая проблема заключается в том, что экспорт угля из моей страны сместился с запада на восток, что привело к расширению транспортных маршрутов в западных угольных бассейнах. Возьмем в качестве примера Кузбасс.

Транспортные расходы составляют весьма значительную долю себестоимости угля. Однако к 2023 году, несмотря на высокие цены на энергетический уголь, это будет компенсировано доходами.

Кроме того, в 2022 году в ходе реструктуризации логистики правительство предоставило угледобывающим компаниям приоритетные права на экспорт своей продукции на восток. Это преимущество больше не существует.

Обратите внимание: Глобальный кризис 2020 года уже близок. Топ 10 весомых причин!.

Таким образом, к 2024 году отрасль окажется в очень плохом состоянии.

Думаю, теперь Минэнерго уже не сможет корректировать тарифы РЖД на грузовые перевозки в пользу угольщиков, а будет добиваться снижения налогов.

СП: Вы сказали, что производство снижается. Начинают ли шахты и карьеры снижать интенсивность работы или закрываться?

— Многие шахты и разрезы стали убыточными и полностью прекратили добычу.

Конечно, это не относится к шахтам, добывающим коксующийся уголь, необходимый для производства стали. Спрос стабилен, цены растут, производство увеличивается.

Например, Эльгинское месторождение активно разрабатывается. Они построили свою отдельную частную железную дорогу до порта на Охотском море. Они могут себе позволить поставлять металлургический уголь на различные зарубежные рынки.

СП: Планирует ли Китай сократить импорт энергетического угля?

- еще нет. Китай уже получает более 40% электроэнергии из возобновляемых источников: солнца и ветра. Производство природного газа и атомной энергии в Китае растет.

Однако Китай продолжает наращивать добычу угля.

Все это позволило ему начать вводить импортные пошлины, чего он никогда раньше не делал. Это также нанесло удар по российским энергетическим проектам и компаниям.

СП: Кто еще, кроме Китая, покупает наш энергетический уголь?

- Индия, страны Юго-Восточной Азии, Турция. Однако все эти страны в целом закупили меньше, чем Китай.

СП: Часть потерь (424 млрд рублей) Минэнерго связывает с невозможностью транспортировки добытого угля. Можно ли решить проблемы Восточного полигона и морских сухогрузов в обозримом будущем?

— Насколько мне известно, с сухогрузами проблем нет. В отличие от газовозов, у нас их достаточно. Но сначала уголь нужно доставить в порт — и вот в чем проблема. Прибыльные экспортеры (включая металлы и другие продукты) строят собственные железные дороги.

Те, у кого таких возможностей нет, пользуются государственной инфраструктурой. Он постепенно расширяется, но бюджет не безграничен, особенно на данный момент.

«СП»: Мы получили шахты Донбасса и будем получать еще. Будет ли спрос на этот вид угля?

— Для экспорта такая вероятность очень мала. Плечи слишком длинные на востоке.

Но производство будет осуществляться для местного потребления. Конечно, необходима масштабная ревизия шахт для изучения их технического состояния и качества добываемого угля. Многие шахты очень старые, а себестоимость добычи слишком высока. Поэтому я думаю, что многим заведениям придется закрыться.

Но есть еще много неизвестных данных. Например, можно ли восстановить работу Запорожской АЭС? От этого будет зависеть спрос на уголь на других электростанциях.

Уголь Донбасса может быть использован не только для производства электроэнергии в новых регионах, но и для обеспечения нужд Краснодарского края, который в последние годы испытывает дефицит электроэнергии.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: В Минэнерго проспали кризис угольной отрасли. Есть ли шанс спасти добычу.