
2 апреля (3 апреля по московскому времени) президент США Трамп ввел импортные пошлины для «друзей и врагов». Интересно, что Россия не входит ни в один из этих списков.
«Тарифы вводятся для того, чтобы оживить американскую экономику, потому что Соединенные Штаты были ограблены другими странами», — заявил Трамп, добавив, что долг США в размере 36 триллионов долларов возник в результате этого ограбления.
Как и ожидалось, наибольшее тарифное давление (среди основных стран) понесет Китай. Пошлины на «апрель» составят 34%, но, как пояснила пресс-секретарь Белого дома Кэролин Левитт, эти проценты увеличатся с первоначальных 20%. В результате общий размер пошлины на все товары, импортируемые США из Китая, составит 54% от их цены.
Поэтому идея о том, что Китай угрожает увеличить добычу еще на 50 процентов, если переговоры между Москвой и Вашингтоном по Украине провалятся, уже выглядит как научная фантастика.
Тарифы для «друзей» Америки следующие: Украина — 10%, Великобритания — 10%. Европейский Союз – 20%, Индия – 26%, Казахстан – 27%.
Автомобили и автозапчасти, произведенные за пределами США, — это совсем другая история. Взимаемый с него тариф не может быть ниже 25%. То же самое касается компьютеров и гаджетов.
Пошлины в размере до 50 процентов будут введены для Лесото и французской заморской территории Сен-Пьер и Микелон (когда-то были введены), 46 процентов — для Вьетнама, 48 процентов — для Лаоса и 49 процентов — для Камбоджи.
Минимальная базовая пошлина в размере 10% для всех стран-импортеров (за исключением России, которая не входит в список 185 стран-импортеров США) вступит в силу 5 апреля. Остальные пошлины вступят в силу с 9 апреля. Товары, отправленные до этой даты, не будут облагаться новыми пошлинами. Исключение составляют легковые автомобили, для которых пошлины вступают в силу с 3 апреля.
Россия продает в США товаров на сумму около 3,5 млрд долларов. Предположительно, это было больше, чем могли предоставить Соединенным Штатам Королевство Лесото или острова Сен-Пьер и Микелон, затерянные в Северной Атлантике и имеющие население менее 6000 человек. Тем не менее, им нашлось место в списке Трампа, в то время как Россия не входит в список тарифов США. Почему?
На этот вопрос «Свободе» ответил главный научный сотрудник Центра проблем безопасности РАН, политолог, изучающий США Константин Блохин.
— Если между Россией и США будет осуществляться масштабная торговля и США будут нести убытки, то Россия будет включена в список. Но ни того, ни другого не существует.
Более того, у США так много санкций против России (больше, чем против Ирана, Северной Кореи, Венесуэлы и Беларуси вместе взятых), что смысл введения пошлин против России исчез.
Мы уже находимся под санкциями, и экономической взаимозависимости между Москвой и Вашингтоном больше не существует.
«СП»: Тем не менее, в этот список попали и такие страны, как Сен-Пьер и Микелон, которые также не имеют и не могут иметь никакой взаимной зависимости от США…
«Они, как и многие другие, оказывают экономическое давление на Соединенные Штаты. Дефицит торгового баланса США составляет 1,1 триллиона долларов в год. Представьте себе, что Соединенные Штаты ежегодно изымают из своего кармана более триллиона долларов. Включая малые государства.
Конечно, половина торгового дефицита приходится на Китай, страну, которая вводит самые высокие пошлины, но Трамп не забыл и о другой половине. Он заинтересован в устранении торгового дефицита. Его не волнует, играет он по правилам глобализации или нет.
Трампа вообще не волнует подобная глобализация.
Обратите внимание: Торговля между Китаем и Россией в сентябре выросла, по данным Главного таможенного управления КНР, на 27,8% в годовом выражении и достигла 18,65 млрд долларов.
Очевидно, согласно его мировоззрению, современный мир — это джунгли, где сильный — король, а каждый заботится только о себе.К тому же у Трампа не так много возможностей для маневра: введение жестких пошлин было одним из его главных предвыборных обещаний.
СП: Вернемся в Россию. Трамп не включил нас в список, вероятно, потому, что он еще не решил: партнеры мы или враги?
— Во-первых, США не покупают у России так называемые потребительские товары (именно это больше всего беспокоит Трампа). США закупают у России стратегическое сырье — ядерное топливо и некоторые основные металлы. Ну, может быть, они пока закрывают глаза на поставки российских удобрений, но стране они тоже нужны.
На товары, имеющие жизненно важное значение для страны, пошлины не налагаются. Кроме того, я полагаю, Трамп не хочет, чтобы кто-либо знал о какой-либо торговле между Россией и Соединенными Штатами. С точки зрения официальной политики — ноль.
С экономической точки зрения эта цифра близка к нулю. Так что же такое 3,5 миллиарда долларов в контексте отрицательного сальдо в 1,1 триллиона долларов? Или в контексте товарооборота с Китаем более 600 млрд долларов. Наши 3,5 миллиарда долларов — это ничтожная сумма, которая ничего не значит для экономики.
В целом Россия не пострадала от первоначальных санкций США. Даже в лучшие времена отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами наш товарооборот никогда не превышал 35 миллиардов долларов. Это тоже тривиально.
СП: Трамп ввел 20%-ные пошлины для ЕС и 10%-ные пошлины для Великобритании. Имеет ли это экономический смысл?
- Нет, это чисто политический вопрос. У Великобритании и США особые отношения. Англосаксы — это наш народ. Лондон часто придерживается собственной стратегии, но в глобальном смысле он всегда занимает проамериканскую позицию.
Теперь Европа тоже начинает действовать, не подчиняясь гегемонии и даже споря с ней. Таким образом, введение пошлин в отношении ЕС определяется не только экономическим дарвинизмом, но и политическим дарвинизмом.
СП: Как вы думаете, присоединится ли Европа к торговой войне против США? Или они выберут политическую капитуляцию в обмен на тарифные скидки?
«Я думаю, если бы Европа была более терпимой к Трампу, она могла бы стать более терпимой.
Но в Брюсселе ненавидят Трампа и верят в приход Харрис. В этом контексте страны ЕС пришли к выводу, что им следует полагаться на себя, а не на Вашингтон или даже Брюссель.
Поэтому я не исключаю, что они отреагируют на действия США, но надеюсь, что Трамп — это всего лишь временное явление, и они не впадут в истерику и не начнут торговую войну. Реакция европейских стран не будет бессердечной. Они не согласятся разорвать связи с евроатлантическим миром.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Наши $3,5 млрд торгового оборота с США — это копейки по сравнению с Китаем или Евросоюзом.