Россия в Центральной Азии: упущенные возможности и новая конкурентная реальность

В октябре ожидается визит президента России Владимира Путина в Душанбе, где он примет участие во втором саммите «Центральная Азия — Россия». Как сообщил посол РФ в Таджикистане Семен Григорьев, российского лидера будет сопровождать представительная делегация, включающая министров ключевых ведомств.

1. Экономическая повестка саммита

Программа визита включает двусторонние переговоры с Таджикистаном и заседание Совета глав государств СНГ, однако центральным событием станет именно встреча с лидерами центральноазиатских стран. В фокусе обсуждения — масштабные инфраструктурные и энергетические проекты. Среди них — строительство второй АЭС в Казахстане (первую возвел «Росатом»), атомная электростанция в Узбекистане, ветропарк в Киргизии, индустриальный парк в Душанбе и подключение объектов Туркмении к транспортному коридору «Север-Юг».

Как отметил министр иностранных дел Сергей Лавров, значительная часть материально-технической базы стран региона была создана еще в советский период. Однако эта инфраструктура, как и во многих отраслях самой России, давно эксплуатируется и зачастую превышает нормативные сроки службы. В этой связи Москва видит возможность предложить соседям современные российские технологии и оборудование.

2. Стратегические цели и риски

Россия готова инвестировать в промышленное развитие Центральной Азии, строя энергетические объекты, заводы и транспортные артерии. Подобные шаги, по замыслу, должны не только приносить экономическую выгоду, но и укреплять взаимосвязи, усиливая безопасность на южных рубежах, особенно в свете нестабильной ситуации в Афганистане.

Однако такая политика сопряжена с серьезными рисками. Многие проекты финансируются за счет российских кредитов, и существует опасность их последующего списания, как это уже случалось с некоторыми долгами африканских стран. В таком случае Россия рискует потратить значительные ресурсы, не получив ни долгосрочного влияния, ни экономической отдачи, а лишь обвинения в экспансионизме.

3. Упущенное время и изменение баланса сил

Ключевая проблема заключается в том, что Россия упустила историческое время для консолидации своего влияния в регионе. За три десятилетия после распада СССР такие интеграционные структуры, как ЕАЭС и Таможенный союз, не смогли стать полноценными центрами притяжения. Даже Казахстан по показателю ВВП на душу населения обогнал Россию.

Страны Центральной Азии сохранили и развили советский промышленный и кадровый потенциал, обрели экономическую самостоятельность и теперь проводят многовекторную внешнюю политику. Это выражается в политическом преследовании местных сторонников тесного союза с Москвой и в последовательном вытеснении русского языка через переход на латиницу (Узбекистан, Туркмения) или запуск этого процесса (Казахстан, Киргизия). Единственным исключением пока остается Таджикистан.

4. Новые конкуренты на постсоветском пространстве

В результате сегодня Россия вынуждена конкурировать за влияние в регионе с мощными глобальными игроками: Европейским союзом, США, Великобританией и Китаем. Западные страны активно наращивают свое присутствие через форматы вроде саммита ЦА — ЕС или инициативы С5+1 от США.

Такое внимание со стороны богатых и сильных держав развращает местные элиты, которые стремятся извлечь максимальную выгоду из конкуренции, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. В этих условиях надеяться на восстановление безраздельного лидерства России наивно. Речь идет скорее о позиционной борьбе за сохранение имеющихся позиций.

5. Что может стать козырем России?

По мнению автора, серьезным преимуществом могла бы стать глубокая внутренняя трансформация самой России — избавление от олигархической модели и построение более справедливого общества. Успешный пример такого развития мог бы стать мощным идеологическим магнитом для народов Центральной Азии, где после распада СССР также произошла реставрация кланово-олигархических отношений («байства»).

Таким образом, будущее влияние России в регионе зависит не столько от экономических кредитов или инфраструктурных проектов, сколько от ее способности предложить привлекательную социально-экономическую модель и восстановить культурно-гуманитарные связи, которые в советский период были основой единства.

Обратите внимание: Какие отношения могут быть между Россией и Европой? кому это выгодно? Что же будет дальше?!.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Россия упустила время, а теперь конкурирует в бывших советских республиках с Европой и США.