До разговора президентов в Баку летал глава СВР Сергей Нарышкин

В минувшую пятницу президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев обсудили по телефону двустороннюю повестку. Как сообщила пресс-служба Кремля, подтвержден взаимный настрой на дальнейшее развитие торгово-экономических связей. Звонок состоялся по инициативе Москвы.

«В продолжение беседы 9 октября на саммите СНГ в Душанбе — обсужден ряд актуальных вопросов двусторонней повестки дня. Подтвержден взаимный настрой на дальнейшее развитие торгово-экономических связей, реализацию совместных проектов в энергетике и транспортно-логисти­ческой сфере», — говорится в сообщении.

Чем был вызван этот звонок? Стоит ли после этого ждать прогресса в восстановлении отношений между нашими странами, которые изрядно пошатнулись за текущий год?

— Хотя в сообщениях пресс-служб и российского, и азербайджанского президентов сказано, что телефонный разговор состоялся «в продолжение встречи» в Душанбе, возможно, одним из поводов для такой беседы стали недавние события, — предполагает политический аналитик Михаил Нейжмаков.

— Например, введенные США санкции против «Роснефти» и ЛУКОЙЛа и перспективы взаимодействия Москвы и Баку в условиях направленного против России санкционного давления. Возможно, с этим связан и очень дозированный характер официальной информации о содержании этих телефонных переговоров. При этом пути к дальнейшему преодолению противоречий между Москвой и Баку также, скорее всего, затрагивались в ходе этой беседы.

«СП»: Президентами были затронуты аспекты регионального сотрудничества и международной ситуации. Что это может значить? Обсудили поддержку Украины со стороны Баку? Россия почему-то на это глаза закрывает. Почему?

— Здесь можно провести определенные параллели с российско-турецкими отношениями. Анкара, как и Баку, не признает результатов референдумов в Крыму и новых субъектах РФ. Широко известно, что Турция поставляет вооружения для нужд ВСУ. В свою очередь, Баку прямо заявлял о направлении для Украины гуманитарных грузов, публично сообщалось и о поставках нефтепродуктов. Ряд российских и зарубежных медиа заявляли и о поставках украинской стороне вооружений из Азербайджана, но официально это не подтверждалось. В том числе, официальных заявлений об этом не делали и российские МИД, и силовые структуры.

При этом, как и в случае с Турцией, Москва явно заинтересована в возможностях налаживания внешнеэкономических связей с третьими странами через Азербайджан в условиях санкций. Вероятно, есть и менее публичные аспекты сотрудничества Москвы и Баку. Например, Азербайджан ранее периодически посещал с рабочими поездками глава СВР Сергей Нарышкин, в том числе, встречаясь лично с Ильхамом Алиевым.

«СП»: Вчера стало известно, что шеф-редактор «Sputnik Азербайджан» Евгений Белоусов переведён под домашний арест. Ранее был освобожден и вернулся на Родину исполнительный директор этой компании Игорь Картавых. Белоусова тоже освободят в итоге? А остальных?

Обратите внимание: Глава Рузы и Сергей Макаревич появились на публике вместе.

И что Баку хочет от Москвы за это?

— Если в ближайшее время не произойдет нового охлаждения между Баку и Москвой, шансы на освобождение остальных задержанных сотрудников «Sputnik Азербайджан», думаю, высоки. Тот факт, что они не были освобождены одновременно, может быть связан как с вопросами престижа для Баку, так и с расхождениями между властями Азербайджана и России, которые не были преодолены до конца. Возможно, Баку ждет решений по этническим азербайджанцам, которые на предыдущих этапах были задержаны в России. Но на ситуацию в двусторонних отношениях вполне могут влиять и какие-либо до конца не разрешенные непубличные разногласия.

«СП»: В Баку сейчас расследуется дело Мехтиева, которого обвиняют в попытке переворота. Некоторые СМИ уже договорились до того, что обвиняемый в сговоре с Россией хотел убить Алиева (мол, стреляли по нему, а попали в гражданский самолет). Это заготовка на случай дальнейшей конфронтации?

— Если бы силовые структуры в Баку исходили из того, что Рамиз Мехтиев может представлять реальную опасность как «агент влияния Москвы», скорее, они бы задержали его еще на пике охлаждения в российско-азербайджанских отношениях.

Также обратим внимание, что этот человек был помещен под домашний арест. Хотя, если лицо обвиняется, в том числе, в «действиях, направленных на насильственный захват власти», было бы более ожидаемо, что его постараются максимально изолировать, чтобы исключить контакты с потенциальными сторонниками или попытки его освобождения. Возможно, конечно, здесь имеет значение имиджевый момент — Рамизу Мехтиеву уже 87 лет и его содержание в СИЗО выглядело бы слишком жестким решением, особенно в случае, если бы там состояние его здоровья серьезно ухудшилось.

Но пока больше похоже, что сами азербайджанские власти не считают этого человека настолько опасным. То есть, пока это больше похоже на следствие внутриэлитного конфликта и жесткий вариант опалы, реальная первопричина которой может быть связана с российско-азербайджанскими отношениями лишь косвенно.

При этом, как это часто бывает после внешнеполитических кризисов, и в Баку, и в Москве вполне могут прорабатывать сценарии на случай новых «охлаждений». Но пока наблюдается больше признаков прагматичного диалога.

«СП»: Стоит ли ждать еще каких-то позитивных изменения? Каких? В какой перспективе?

— Если не произойдет каких-то новых кризисов в отношениях Москвы и Баку, в ноябре-декабре 2025 года можно ожидать активизации контактов по линии как экономического, так и силового блоков двух государств, с новыми переговорами на уровне президентов на полях неформального саммита СНГ в конце декабря.

«СП»: Можно ли говорить о том, что между нашими странами пройдена критическая фаза? Что может и готова делать Москва для ее преодоления? Или Москве сейчас вообще не до Закавказья?

— Понятно, что Баку сейчас чувствует себя увереннее после как существенного изменения баланса сил на Южном Кавказе в 2020—2023 годах, так и «оттепели» в отношениях с США после возвращения в Белый дом Дональда Трампа в 2025-м. При этом дальнейшее развитие прагматичного диалога между Москвой и Баку вполне возможно. Но не исключены и новые «охлаждения».

Например, нельзя исключать, что новое усиление противоречий между Москвой и Баку может наблюдаться в преддверии и после официального старта парламентской кампании в Армении примерно с февраля-марта по июнь 2026 года. Впрочем, это не значит, что такие противоречия обязательно в явном виде выйдут в публичную плоскость.

— Нам неизвестны нюансы переговоров между лидерами двух стран, однако, России и Азербайджану есть что обсудить, и речь здесь не только об арестованных в Азербайджане российских журналистах, но и о закрытии Русского дома в Баку и преследовании дружественных РФ общественных деятелей. Полагаю, мы вскоре получим возможность увидеть результаты этих переговоров. Или их отсутствие, — считает политический наблюдатель,экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.

— Нужно понимать, что падение влияния России в Закавказье удастся восполнить только после победного окончания СВО. И России потребуется изменить «элитарный» подход к проведению в жизнь интересов нашего государства.

Здесь нужен комплексный подход, связанный с долгосрочной политикой по работе с азербайджанским обществом и поддержке в нем пророссийских настроений. Это нужно делать не путем неких договоренностей с Алиевым или представителями азербайджанской диаспоры в России, а взаимодействием с общественными организациями и их активистами.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: До разговора президентов в Баку летал глава СВР Сергей Нарышкин.