Политическая лингвистика, целью которой, является установление основных закономерностей во влиянии языка на общественно-политическую подсистему и наоборот, возникла на стыке двух наук: лингвистики и политологии.
Из огромного многообразия специфических методов в исследовании политического дискурса, самым интересным и недооцененным, на мой взгляд, является де-расшифровка метафор. Она работает по принципу олицетворения и противопоставления себя политической системе того или иного государства, какой-то определенной идеологии или какому-то политическому контексту. Мы знаем множество завуалированных политических сюжетов от литературных классиков, художников и режиссеров. Но на дворе уже далеко не 19 век, и подобные сюжеты трансформируются в более емкие тезисы в ведущих культурных отраслях. И поэтому, действительно важно как можно чаще обращаться к культурной сфере, где народ самовыражается и изъявляет свою волю намного чаще, чем на выборах или же каких-то акциях поддержки/протестов.
В ХХI в., одним из самых распространенных средств самовыражения является искусство, автор зачастую предлагает ознакомиться с его видением основных проблем той или иной системы ценностей, политики и общества в целом. Одним из явных «тяжеловесов» в современности является музыка в любых ее проявлениях. Топы чартов по всему миру все чаще занимает хип-хоп. Поэтому остановимся на этом жанре более подробно. К моему большому неуважению русского хип-хопа, главным образом из-за его смысловой нагрузки, анализ данного жанра может показать качественный выхлоп. Хоть это и не тот жанр, в котором должны демонстрировать свою эрудицию, есть как минимум один пример, на основе которого можно сделать много полезных выводов. И этим примером является «Хаски».
В одном из последних его релизов, посвященных вероятнее всего дню рождения президента России: автор пытается нарисовать портрет обыденного дня из политической системы РФ посредством иронии и литературных образов с примесью метафорических систем:
«Новые дворяне при погонах ФСБ» - в данной формулировке лежит более чем новая каста дворянства, здесь автор пытается продемонстрировать всю тщетность ситуации, в которой прибывает российское общество, где силовики имеют государствообразующую роль, и посредством данной структуры, зачастую происходит пренебрежение и дискредитация основных прав и свобод гражданина.
«Нычки в колумбийской тушенке» - Здесь так же существует куда более емкий контекст, вероятнее всего связанный с занимаемой должностью заместителя главы Санкт-Петербурга В. Путиным. Суть ситуации заключалась в следующем, в городе Выборг, было найдено порядка 1 тонны кокаина, спрятанной в колумбийской тушенке. Выборг остался в истории современной криминальной России, как ключевой город по внешне-экономической деятельности ленинградской области, именно тогда будущий президент курировал всю коммуникацию по внешним связям северной столицы.
«Сотни филиалов Кущевки» - В данной строчке упоминается массовое убийство 12 человек в станице Кущёвской Краснодарского края и совершённое, по результатам расследования, членами ОПГ «Цапковские», данная аллегория связанна с некоторой особенностью наших регионов, особенно отдаленных от Москвы.
Обратите внимание: Политическая карта мира.
На мой взгляд, здесь есть прямое сравнение с тем, как часто происходят разборки и убийства среди представителей преступных группировок, особенно если единицей анализа выступят представители малого и среднего бизнеса за Уралом.«Следит как я готовлю себе кофе по-лубянски» - Здесь речь идет о возбужденном в Лондоне деле, после отравления Александра Литвененко, бывшего подполковника советской и российской госбезопасности, (сотрудника КГБ, ФСБ, бежавшего в 2000 году в Великобританию и получившего там политическое убежище). По версиям следствия подполковник был отравлен полонием-210, который подсыпали в кофе. Предположительно, Александр был убит сотрудниками ФСБ. И как главное олицетворение данной структуры, здание на станции м. Лубянка, стало символом целого ряда дел, «о сахаре в подвалах» во время терактов 1999-2001, об убийствах бизнесменов и тд.в
Если обращаться к последнему альбому, вышеупомянутого исполнителя то мы можем наблюдать более откровенные сценарии уже с личным присутствием президента РФ. В том числе, автор часто ссылается на бюрократический аппарат, и все что не любит рядовой гражданин нашей необъятной Родины.
Таким образом, можно увидеть ряд очень интересных формулировок, которые, дают нам конечное знание (не истину). И подобные творческие порывы очень часто оставляют без внимания, хотя, они очень детально разбирают некоторые моменты нашей политической истории, без чего мы не можем говорить о достоверности какого-либо суждения связанного с нашей политической системой. И тут я бы хотел остановиться поподробней… Наш политический режим безусловно персонализирован, и в своем большинстве критика, или не дай бог, оскорбления президента, воспринимаются властью очень болезненно. Народ это видит, замечает и чувствует, и в сфере публичной коммуникации старается обходить эти темы стороной, или же просто не говорить про что-то конкретное напрямую. В этом контексте, то что делает данный исполнитель, является исполнением запроса общества на разрядку социальной напряженности. Это такой процесс, в котором обычно, власть сама пытается создавать самострелы, для разрядки обстановки, но при этом не утрачивая контроль за повесткой. Хаски делает полезное дело. В силу разных причин, Россия стала именоваться как демократическое государство, граждане получили всю полноту власти, прав и свобод и в этом процессе, существует ряд отставаний от других режимов. Если мы возьмем те же штаты, то критика, ирония, шутки в сторону любого президента, там всегда занимали определенное место, и в этом есть своя польза, люди начинают видеть в нем человека, начинают понимать какие-то его действия, а если же они не поддерживают его, то по крайней мере, уровень удовлетворения от определенной критической повестки у них появляется. У нас же, только посредством таких незначительных деталей, как Хаски, сериалы: «Слуга Народа», «Домашний Арест» можно хоть как-то отвлечься от тяжелой и непонятной речи говорящих голов, и погрузиться в атмосферу «демократии»,
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Политическая лингвистика, российский режим и хип-хоп..