Проблема языковой политики и русского национализма в Татарстане

В публикации обсуждается деятельность русского национального движения в Татарстане, в частности, акции с лозунгом «Русские в Татарстане не хотят себя чувствовать как русские на Украине». Участники требуют защиты русского языка, отмены обязательного изучения татарского в школах и введения единого учебника истории. Автор отмечает, что власти республики сопротивляются такому учебнику, считая, что он противоречит местной исторической концепции, которую сторонники движения называют сепаратистской.

1. Критика позиции националистов

Автор задается вопросом: на чем основаны обвинения в сепаратизме? Он указывает, что история Волжской Булгарии и Казанского ханства является богатым наследием, и непонятно, почему русский житель Татарстана не должен с ней знакомиться. Проводится параллель с Украиной: разве обязательное изучение государственного языка там отличается от ситуации с русским языком в России? Поднимается вопрос о двойных стандартах: почему призывы к ликвидации национальных республик внутри России не считаются сепаратистскими и угрожающими стабильности?

2. Деятельность Михаила Щеглова

В фокусе внимания — Михаил Щеглов, лидер русского националистического движения в Татарстане. Он активно выступает за отмену обязательного преподавания государственных языков республик, игнорируя конституционный статус этих языков. Согласно Конституции РФ, языки народов республик являются государственными «наряду» с русским, что подразумевает их равноправие. Отмена обязательного изучения, по сути, лишает эти языки возможности развития, сокращает финансирование и ведет к их маргинализации. Фактически, реальное право выбора языка образования, как отмечает автор, есть только у представителей русского большинства.

Обратите внимание: Власть создаст новую организацию на продвижение отдыха в России..

Автор подчеркивает, что русский язык объявлен «государствообразующим», что ставит другие народы в заведомо подчиненное положение, будто они не участвовали в строительстве государства.

3. Проблемы реализации языковой политики

На практике, как отмечается в статье, федеральные образовательные стандарты (ФГОС) не обеспечивают адекватных условий для изучения национальных языков. Их преподавание часто носит факультативный характер, охватывая лишь около 5% учебного времени, без обязательной аттестации. О полноценных школах с обучением на национальных языках автор почти не слышал.

Хотя статья 68 Конституции РФ гарантирует равноправие языков, на деле ее трактуют в угоду политической конъюнктуре. После указа президента в 2017 году, вопреки его более ранним заявлениям, были внесены поправки в закон «Об образовании». Теперь изучение национальных языков должно осуществляться «в пределах возможностей» и «не в ущерб» русскому языку. Таким образом, ущерб признается только для русского языка, а возможности для других языков ограничиваются односторонне. При этом, как иронизирует автор, Россия осуждает аналогичные процессы в Латвии и на Украине, где русскоязычное население протестует против изучения государственных языков, называя это ассимиляцией. Это явный пример двойных стандартов.

4. Информационная кампания и её последствия

Скандал вокруг языковой реформы 2017 года был масштабным в национальных республиках, но практически не освещался в федеральных СМИ. Вместо этого телевидение представило ситуацию так, будто «бедных» русскоязычных детей в республиках «принуждают» учить местный язык, а разговор на родном языке в школе может травмировать психику ребенка. Под давлением таких настроений прокуратура начала проверки, что в итоге привело к введению так называемого «добровольного» выбора языка изучения. На деле, заключает автор, очевидно, чей язык является доминирующим по всей России, о чем свидетельствует и распространение термина «русская культурная доминанта».

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Русское национальное движение ч.1.