*присутствуют спойлеры*
Лев Николаевич Толстой и его роман «Воскресение», увидевший свет в 1899г.
Прочтение данного романа современным человеком, далеким от осознания влияния политического дискурса; поглощенным большим количеством мусорной информации и центральной идеей философии жизни - индивидуализмом, приводит его к совсем иным итогам романа (если вообще приводит). Мир - это призма, через которую я смотрю и неважно, что каждая призма формируется внешними факторами, в том числе и политикой, поэтому основное внимание в романе может уделяться рефлексии персонажей, что в целом, лишь небольшое предчетье для всей идеи романа. Увлекающимся литературой необходимо изучить историю создания произведения, и все встанет на свои места.
В сюжет романа легла настоящая история реальных людей: мещанина и проститутки. Барин, надругавшийся в юности над непорочной девушкой и его последующие попытки искупления грязного поступка. Эти люди в романе изображены в персонажах Нехлюдова и Масловой. В процессе развития сюжета лишь Маслова прогрессирует в своей рефлексии, сам Нехлюдов приходит к идее гуманизма изначально и далее только ищет ее практическое применение и утверждение. Поход Нехлюдова в тюрьму сопровождался внимательным слушанием оправдательных позиций заключённых, в которых персонаж ни разу не засомневался, ведь глаза рассказчиков были такими честными!
Пребывание в тюрьме не стало первой причиной для осознания объемлющей несправедливости к людям; куда более интересная сцена происходила в суду, противником которого выступал сам Толстой.
Обратите внимание: Политическая карта мира.
Механизм работы судейского дела в романе сводился к обычной полемике и высокомерному восхищению собственным статусом судьи и главных участников. Никого не волновала справедливость, лишь быстрое вынесение решения суда и восхищение собственным красноречием и риторикой. Как говорил Нехлюдов:
"Мы судим людей за их поступки, не решая проблемы причин этих самых поступков"
Следующая поднятая Нехлюдовым проблема заключалась в распределении земель. По наследству ему достались территории, которые он из побуждений доброты решил раздать работающим на них крестьянам, так ещё и не взимать абсолютно никакой платы. Каверзная ситуация поджидала и здесь, ведь не весь люд доверяет хозяевам и их задумкам, так как по мнению рабов и хозяев каждый ищет свою выгоду. Тяга к реализации гуманистических порывов просто напросто была не принята по достоинству бедным народом. Эта ситуация в очередной раз иллюстрирует личные идеи Толстого против централизованности государства.
Богоискание преследовало автора на протяжении всего творческого пути и фиксировалось в каждом произведении. Картина, которую наблюдал Нехлюдов в призоновской церкви, повергла его в шок, ведь противоречила всем заповедям Божьим. Поедание плоти и крови Иисуса Христа в виде хлеба, смоченного в вине; распятие в комнате наказания; расчетливый и оплачиваемый государством батюшка - все это прикосновение грязными руками к чистому лику Божьему.
Получив массовое прочтение, роман послужил одной из причин переосмысления множества принципов тогдашней России и стал отражением русской революции.
Моя субъективная оценка данного романа 6/10.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Политическая посылка Толстого в романе "Воскресение" или зеркало русской революции. Вы снова съели Бога..