Дорогие читатели! Сегодня я хочу поделиться с вами своими размышлениями о явлении, которое каждый год вызывает жаркие споры в моём городе — о зимних катаниях на тюбингах, или, как их часто называют, «ватрушках», в Змиевской балке.
1. Зимняя идиллия в историческом месте
С первым снегом балка преображается. Семьи с детьми, вооружившись санками, тюбингами и термосами с горячим чаем, устремляются сюда на традиционный зимний отдых. Крутые склоны, свежий морозный воздух, высокие ели и масштаб самого ландшафта дарят ощущение настоящей зимы и радости жизни. Инфраструктура способствует комфорту: есть удобная парковка, кофейный автомат. Днём балка наполняется звонким смехом детей, а вечером сюда приезжает молодёжь, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой ночного Ростова-на-Дону, сияющего миллионами огней. Казалось бы, идеальное место для семейного досуга.
2. Тень прошлого: мемориал в Змиевской балке
Однако эта картина имеет и другую, трагическую сторону. Помимо кофемата, здесь стоит памятник с мемориальной табличкой. Надпись на ней гласит:
«Здесь, в Змиевской балке, в августе 1942 года гитлеровскими оккупантами было уничтожено более 27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных. Среди убитых — представители многих национальностей. Змиевская балка — крупнейшее на территории Российской Федерации место массового уничтожения фашистскими захватчиками евреев в период Великой Отечественной войны».Это место — мемориальный комплекс. Место памяти о событиях, масштаб и ужас которых сложно осмыслить. Здесь, в середине XX века, были казнены 27 тысяч жителей города. Среди них была, например, Сабина Николаевна Шпильрейн — известный психоаналитик, ученица Карла Густава Юнга, расстрелянная вместе с двумя дочерьми.
Это страшное место, крупнейшее в России место Холокоста. И именно на его склонах сегодня с визгом и смехом скатываются на ватрушках дети.
3. Аргументы «за» и суть конфликта
Обсуждения этой темы в соцсетях показывают, что большинство катающихся не видят в этом проблемы. Их аргументы можно свести к трём основным:
- «Предки радуются»: убеждение, что погибшие, защищавшие страну, были бы счастливы видеть мирную жизнь и детский смех.
- «Мы живём на сплошной могиле»: история многих городов трагична, и невозможно отмечать каждое место скорби.
- «Всю жизнь здесь катаемся и выросли нормальными»: традиция как оправдание, отрицающее возможную этическую проблему.
Я уверена, что эти люди искренни. Они не хотят никого оскорбить и уж точно не занимаются сознательным вандализмом. Их действия — не кощунство в прямом смысле, вроде осквернения памятников. Так в чём же проблема?
4. Корень проблемы: упрощение памяти и утрата контекста
Ключевой тезис моих размышлений заключается в следующем: в современном обществе набирает силу опасная тенденция к упрощению всего — от бытовых задач до сложных исторических и этических концепций. В некоторых сферах это удобно, но когда дело касается памяти и культуры, упрощение ведёт к их разрушению и обесцениванию.
Примером служит история от моего мастера маникюра, чья клиентка искренне недоумевала, зачем «до сих пор» отмечать День Победы, ведь прошло «уже 75 лет!». Всего 75 лет — это мгновение в истории. И мы уже позволяем себе превращать место массовой казни, где лежат тысячи мирных жителей, в том числе дети, в развлекательный парк. Аргумент «предки радуются» часто основан на заблуждении: здесь погибли не солдаты на поле боя, а безоружные люди, уничтоженные за своё происхождение. Это говорит о глубокой исторической безграмотности.
Проблема не в самом веселье, а в утрате контекста и уважения. Мемориал — это специально выделенное пространство для скорби и памяти. Его превращение в «парк счастья» стирает грань между повседневностью и священным, между местом для жизни и местом для поминовения. Мы упрощаем память до уровня, когда она перестаёт требовать от нас тишины, уважения и осмысления.
А как думаете вы? Допустимо ли такое соседство детского смеха и памяти о трагедии? Имеют ли право на жизнь аргументы большинства, или это место должно оставаться территорией тихой памяти, не смешиваясь с зимними забавами?
Обратите внимание: Почему милитаризация космоса является одной из острых проблем для мировой безопасности?.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Катание на «ватрушках» на мемориале. Моё объяснение почему многие «за»..