Foreign Affairs (США): размышления о национальной безопасности (Х. Клинтон 11.10.2020)

Статья хоть и написана к предстоящим выборам и окрашена в пользу демократов, однако, Х.Клинтон обращает внимание читателей на проблемы в военной политике США, прогнозирует дальнейшее будущее и даёт рекомендации по решению существующих проблем. Ярким акцентом выступает Китай и соперничество с ним в сфере технологий. Примечательно, что Россия всё меньше выступает в роли равного соперника в отношениях с США.

Foreign Affairs (США): размышления о национальной безопасности (Х. Клинтон 11.10.2020)
Хиллари Клинтон - госсекретарь США 2009-2013 годах, кандидат в президенты от Демократической партии в 2016 году

Привожу выдержки основных тезисов:

1. «Страна (США) не подготовлена к встрече с рядом угроз (будущие пандемии, развивающейся климатический кризис и комплексные проблемы со стороны России и Китая). Её индустриальная и технологическая мощь ослаблена, жизненно важные цепочки поставок стали уязвимы, союзные отношения на грани, правительство опустошено».
2. Среди важнейших приоритетов – модернизация оборонных возможностей США. «Нужно отказаться от дорогостоящих устаревших систем вооружения, созданных для мира, который уже не существует. Также нужно обновить внутренние основы национальной мощи: поддержать американские инновации и укрепить стратегически важные индустрии и цепи поставок».
3. «Директивные органы слишком узко понимают идею национальной безопасности. Они не смогли усвоить – и профинансировать – более многогранный подход, который предусматривал бы угрозы не только со стороны межконтинентальных баллистических ракет и мятежей, но и кибератаки, вирусы, выбросы углекислого газа, онлайн пропаганду и изменения в цепях поставок».
4. «Администрации обеих партий долгое время недооценивали, как могут сказаться на безопасности экономические стратегии, ослабившие стратегически важные цепочки поставок на другом континенте. Демократам следовало прикладывать больше усилий, чтобы препятствовать заключению новых торговых соглашений, когда республиканцы не позволяли поддерживать рабочих, создавать рабочие места и финансировать наиболее пострадавшие сообщества внутри страны. Республиканцы не смогли использовать инструменты принуждения к торговле, чтобы защитить американских рабочих».
5. «Слепота в вопросах национальной безопасности выражается в упрощенных подходах к сложным проблемам. Пример тому – рассматривать конкуренцию с Китаем через объектив холодной войны. Китай, а вместе с ним и Россия, представляют собой иную угрозу, отличную от угрозы Советского союза. Они используют новые инструменты для борьбы в серой зоне на границе мира и войны, прибегают к открытому интернету и экономике, чтобы подорвать американскую демократию и выставить напоказ уязвимость её устаревших систем вооружения. Такой подход не поможет построить мировое сотрудничество».
6. «Глубокие внутренние проблемы США мешают им защитить себя и своих союзников. Цена непостоянства в вопросах иранской ядерной программы является результатом различных подходов демократов и республиканцев. В итоге, Тегеран пытается создать новый альянс с Китаем, а международный санкционный режим разрушен».
7. «Излишняя военизация внешней политики США – дурная привычка. Политики слишком боятся, что слабость обороны спровоцирует нападение. Поэтому они сваливают на Пентагон миссию за миссией, раздули военный бюджет, урезая финансирование гражданских ведомств. На протяжении десятилетий идеологическое сопротивление правых не позволяло инвестировать в американскую дипломатию, развитие за рубежом и внутренние инновации».
8. «Китай полагался на финансовое принуждение и экономическое управление государством, когда строил инфраструктуру по всему миру. В последние годы Китай в два раза увеличил свой бюджет на дипломатическое усилия и вливал несказанные суммы денег в развивающиеся страны. Объем помощи Китая сейчас превышает объем американской помощи, у Китая больше дипломатических миссий, чем у США».
Foreign Affairs (США): размышления о национальной безопасности (Х. Клинтон 11.10.2020)
9. «Пандемия показала, насколько США зависит от импорта из Китая и других стран жизненно важных товаров, не только спасительных медицинских средств, но также и сырья, например, редкоземельных минералов, и электронного оборудования. От них зависит функционирование всех сфер, от телекоммуникаций до систем вооружений».

Выводы:

  1. Соперничество в международной политике постепенно смещается в Восточную Азию, причем рассматривается как новый тип «ассиметричной угрозы»;
  2. США необходимо пересмотреть военный бюджет, который должен подготовить страну к «ассиметричному» конфликту с технологически развитыми противниками;
  3. «США нуждается в новом подходе к ядерному оружию. Не следует вооружать подлодки ядерными боеголовками малой мощности, а также размещать ядерные крылатые ракеты. Это лишь расширит спектр сценариев применения ядерного оружия. В следующие 30 лет планируется потратить один триллион долларов на ядерный арсенал, но не следует этого делать. Основной приоритет – продлить договор СНВ-III с Россией. Кроме того, важно убедить Китай присоединиться к переговорам по ядерному оружию»;
Foreign Affairs (США): размышления о национальной безопасности (Х. Клинтон 11.10.2020)
  1. «Обновленная приверженность к дипломатическому подходу укрепит военные позиции США. Ни Россия, ни Китай не имеют тех возможностей, что дают США их альянсы. С помощью альянсов Вашингтон может проецировать силу по всему миру. Следует уделить внимание распределению нагрузки - более конструктивным ходом будет подумать над разделением труда. Если США займется модернизацией своего воздушного и морского вооружения, остальным членам НАТО имеет смысл сосредоточиться на усилении сухопутных войск»;
  2. «В рамках стратегии «умной силы» следует обратить внимание на четыре пункта: оборону, дипломатию, развитие и обновление внутри страны (перестройка промышленности и технологической мощи страны). «Настало время амбициозной промышленной стратегии!»;
  3. Цель - запустить в стране ключевые секторы производства, от черных металлов до робототехники и биотехнологий, восстановить уязвимые цепи поставок и увеличить стратегические запасы товаров первой необходимости.
  4. Модернизация армии и внутренние обновления – две программы, которые должны осуществляться одновременно.