Обратите внимание: Берлин поставил Москве условие для передачи данных по Навальному.
12 августа 2020 года две группы девушек вышли на протест в Минске, столице Беларуси. На них были белые одежды, и они шли по улице босиком. В то утро некоторые дошли до Комаровского рынка в центре города. Позже днём другая группа пришла с цветами к Вечному огню у памятника Победы. Они стояли, держась за руки, и пели белорусские народные песни в ожидании полиции. Они знали, что полиция задержит их прямо там: босых, с цветами в руках, они знали, что их повезут в полицейский участок, будут бить и подвергать унижениям. Знали, но всё равно вышли на протест.
Что-то изменилось в этом году в Беларуси, в стране с населением чуть больше девять миллионов человек, которой с 1994 года правит авторитарный лидер. Девушки протестовали против сфальсифицированных результатов на выборах, которые состоялись несколькими днями ранее. Их небольшой протест быстро перерос в массовые мирные шествия женщин по всей стране.
Спустя всего лишь несколько дней сотни тысяч людей вышли на улицы, и с тех пор демонстрации не прекращаются, такого в Беларуси не было никогда. И это несмотря на то, что президент объявил себя переизбранным, что более десяти тысяч человек было задержано, сотни подверглись пыткам и по крайней мере шестеро было убито.
Многие удивляются, почему белорусы начали протестовать именно сейчас? Что заставляет их выходить на улицы, вопреки беспрецедентному насилию со стороны полиции и государственному произволу? Ответ, который я чаще всего слышу: потому что люди перестали бояться, и мы добились этого вместе.
Ибо страх — это удел одиночек. Страх питается разрозненностью. Перед страхом все равны: мужчины, женщины, дети, старики — все испытывают страх, но только если ты один. Бесстрашие начинается с двух человек. Страх исчезает тогда и только тогда, когда мы вступаемся друг за друга. Поддержите друг друга, и тогда ваш сосед, ваш коллега, ваш друг обретёт мужество. И поддержат вас.
Много было сказано о моей роли в ходе президентских выборов в августе 2020 года. О том, как я вступила в гонку вместо своего мужа Сергея, которого арестовали, и власти дали понять, что не дадут ему участвовать в качестве кандидата; о том, как я законно победила в выборах и стала избранным лидером демократической Беларуси, но по официальным результатам у меня было лишь десять процентов голосов, и меня вынудили покинуть страну вместе с детьми; о том, что я продолжаю бороться за тех, кто голосовал за меня, но чьи голоса пытался украсть режим; о том, какая я «бесстрашная».
Было много моментов, когда я была напугана и хотела сдаться. Мне угрожали, мне внушали, что я одинока в этой борьбе. Но чем больше я ездила по городам, тем больше людей приходило на встречи и тем меньше я боялась. А накануне выборов, в Минске, чтобы меня поддержать, на встречу со мной пришли 60 тысяч человек, и я перестала бояться.
Я никогда не хотела заниматься политикой. Никогда не интересовалась политикой и не планировала баллотироваться на должность. Я хотела быть мамой и женой. Но судьбою и волею моего народа меня избрали на этот пост. И я принимаю эту народную волю с чувством долга и гордости. Я не сдамся. И я буду выступать за свой народ, потому что народ поддерживает меня. Наше мужество родилось в сплочённости. В нашей солидарности — наша сила.
Только теперь я поняла, что бесстрашие — это выбор. Это решение, которое вы принимаете каждый день. Это ответственность, которую вы на себя берёте, ответственность друг за друга. Здесь я ничем не отличаюсь от своих сограждан белорусов. Их поддержка ощутима. Их солидарность растёт с каждым днём. Когда вас двое — вы смелые. Когда вас сто человек — вы храбрые. Когда вас тысяча — вы бесстрашны. А когда вас десятки тысяч — вы непобедимы.
Чтобы прочитать больше статей, переходите в наш канал
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Как быть бесстрашным перед лицом авторитаризма. Светлана Тихановская.