Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной типологии государства, многозначно. Одни ученые отождествляют его с понятием культуры, другие используют для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства и т.д.
Одним из определений цивилизации является ее трактовка как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства". [1] Подобных определений данного термина на сегодняшний момент существует более семи.[2]
Возникновение и существование цивилизованного общества связано с эпохой становления и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на данной ступени осуществляется в антагонистической форме.
Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся:
1) в отношениях между обществом (государством) и природой;
2) в межгосударственных отношениях;
3) в их взаимоотношениях с обществом; [3]
Понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными или идеологическими, географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы влияют на цивилизационные характеристики государства, его структурные особенности и функции. Однако среди данных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т. е. технико-экономические факторы.
Культурные особенности государства зависят и от господствующей религии, сложившейся идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами.
Цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. К концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала.
Обратите внимание: На чем ездят главы государств? Часть #2..
Наступила эра борьбы держав за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После второй мировой войны человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах. Поэтому данные центры используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным государствам.
Термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли.[4] Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, контролирующие гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.
Тип государства определяется по типу цивилизации.
По отношению государства и личности различают следующие виды государств:
- традиционные;
- конституционные;
Подписывайтесь на наш сайт и оставляйте свои комментарии.
Примечания.
[1] Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т.24 //В.И.Ленин. - С.17.
[2] Ерасов, Б.С., Цивилизации: Универсалии и самобытность – М.: Наука, 2002. – С. 19 – 20.
[3] Общая теория государства и права. – М., 1996. – С.286.
[4] Маркс, К. Сочинения. Т.2 // К.Маркс, Ф.Энгельс. – С.137.
#история #власть #политика россии #право #законы #народ #государство #образование
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Цивилизационная типология государств..