Зло возвращается бумерангом

(Куз яше теша ул)

Педагог-халфа Гаттар Хадтев был образованным и прогрессивным человеком- в свое время он начал свое обучение в Уфимском медресе «Галия», позже не только совершенствовался, но и активно занимался самообразованием. Также был близко знаком с передовыми людьми Башкортостана, общественными деятелями и просветителями, писателями и драматургами: Мажитом Гафури, Афзалом Тагировым, Даутом Юлтыем и Булатом Ишемгуловым. Сам Гаттар сначала работал учителем, потом директором школы и даже бухгалтером, адвокатом и председателем сельпо (Сельское Потребительское Общество). И где бы он ни работал, везде его знали, как грамотного и ответственного работника, порядочного человека.

И вот, после нескольких лет проведенных в Казахстане, где Гаттар работал адвокатом и был халфой, вернулся он на Родину, родной Кунашакский район Челябинской области. Там встретил красавицу Фахрижамал, вскоре женился на ней, и она родила Гаттару четырех дочерей, Гульжамал, Розу, Салию и Разину, таких же красавиц, как мама.

Жили они дружно и весело. Гаттар играл на домре и тальянке, красиво пел. Фахрижамал тоже, как муж, поет красиво, мелодично, особенно удаются ей протяжные песни, а танцует – загляденье. Гулжамал и Салия не отставали, также унаследовали способности к творчеству, благо есть в кого.

Семья большая – кормить надо, одевать, баловать – дочки же. Гаттар брался за любую работу: кто куда попросит, туда и шел на заработки…

Семья Гаттара.

А через какое-то время вся семья переехала в другую деревню – Асаново, сейчас этой деревушки уже нет. Молодая семья односельчанам понравилась. Гаттар стал работать председателем сельпо, организовывал жизнь своей семьи и деревни в целом. Супруга его знахарством занималась, лечила односельчан травами. Иногда Гаттар брал в свои поездки в районные центры Кунашак, соседний Аргаяш да и в Челябинск семью, очень заботливым и внимательным был. Вот все хорошо, но в жизни-то бывают не только праздники и радостные дни, но и горести-печали встречаются, к сожалению…

Конец тридцатых годов для нашей Родины были тревожными, мрачными, особенно период 1936-1938 гг., именно на это время приходится большее количество арестов и расстрелов, просто уничтожение прогрессивных людей и передовых идей. Когда расстреляли Василия Блюхера, пришло распоряжение по школам и другим учебным заведениям об изъятии информации о нем со страниц учебников, чтобы даже упоминания о нем нигде не было. И тут-то Гаттар, совершенно без какого-либо подтекста, без всяких задних мыслей, в разговоре со своими товарищами-односельчанами, Шамсетдином, Аккуловым и Пермяковым, сказал: «Не верю я, что товарищ Блюхер – враг народа». Сказал и забыл.

А перед самыми новогодними праздниками, в канун 1938 года, в один из тихих зимних вечеров, как раз к ужину, подъехал к дому Гаттара черная машина, в народе ее прозвали «воронок». Из него выходят трое и без приглашения сразу проходят в дом, спрашивают:

- Вы – Гаттар? – и, получив утвердительный ответ, сразу, как выстрел, - Вы арестованы!

Жена, снова беременная, со слезами на глазах бросается мужу на шею. Гаттар с достоинством, спокойно ее руки с шеи своей снял и тихо сказал:

- Фахрижамал, родная, не бойся ничего, я ни в чем не виноват. Разберутся, а уже завтра же я вернусь.

В тот же самый день арестовали и секретаря райкома Алмаева, заврайфо Мухамматьярова, председателя Чугунова и других руководителей…

Гаттару, как и многим другим, не суждено было вернуться домой ни завтра, ни послезавтра, никогда. Его обвинили не только в том, что осмелился открыто высказаться в защиту врага народа, но еще и растрате колхозного имущества: Гаттар выделил немного зерна оголодавшим детям одного односельчанина, репрессированного ранее.

Через неделю после ареста, Фахрижамал разрешили свидание с Гаттаром. Когда она увидела мужа, которого привели из камеры, Фахрижамал обомлела – к ней на встречу вышел совершенно седой человек… Она все молчала и смотрела на супруга, а тот все говорил и говорил, о детях и о том, что им нужно дать достойное образование.

В тот же день его этапировали в Челябинск. А через какое-то время, несмотря на приближающиеся роды, туда же направилась и Фахрижамал в надежде еще раз увидеть мужа. В свидании ей отказали, даже какие-никакие продукты, привезенные из деревни, в качестве передачи не разрешили. Каждый день она приходила к воротам тюрьмы вместе с другими посетителями в надежде на возможность встретиться с супругом и в конце недели наконец-то это удалось. Ворота тюрьмы открылись и из них выехали грузовики, в которых, как рыбы в бочках, битком стояли люди - это были заключенные, среди них был и Гаттар, увидев жену, крикнул ей:

- Детям помоги образование получить! – это были последние его слова, это было завещание Гаттара ей и дочерям, это была последняя их встреча…

Вскоре машины вернулись к воротам тюрьмы, они были пустые… Всех, кто находился в грузовиках, вывезли к заброшенным шахтам недалеко от тракторного завода, где они были расстреляны как враги народа и их пособники по 58-ой статье и сброшены в шахты.

Так ушел в мир иной, без вины виноватый Гаттар, молодой 48-летний мужчина, полный сил и стремлений. Погиб, как многие тогда, по чьему-то поклепу, навету, за то, что хороший, честный человек. Правда, в 1956 году Гаттара реабилитировали, но поздно – человека уже не вернёшь.

А в мае 1938 года, вскоре после гибели Гаттара, Фахрижамал родила еще одну дочь – Васию. Но беда-то одна никогда не приходит… Событие вроде радостное – рождение ребенка, но односельчане, после ареста Гаттара, с осторожностью, если не сказать со страхом, стали относиться к семье репрессированного, а впоследствии и расстрелянного Гаттара. И только местный участковый милиционер Галимзян Хаймурзин помогал, в тайне ото всех оказывал посильную помощь Фахрижамал с девочками. Потом Салия и Разина заболели, но врачи отказались лечить детей врага народа, и они ушли в мир иной вслед за отцом почти одновременно.

Другие дочери выросли достойными уважаемыми людьми, Фахрижамал завещание мужа выполнила – всем смогла дать образование: Гульжамал и Роза стали педагогами, пошли по стопам отца, а младшая Васия, как мама, стала лечить людей, выбрала медицину.

Фахрижамал замуж так и не вышла, слишком жива была ее любовь к Гаттару, на всю жизнь, даже умирая, его вспоминала. Да и особых желающих жениться ни на ней, ни даже на ее дочерях не было – боялись, все-таки семья врага народа, мало ли. Тем более, ее с уже подросшими детьми, сразу после войны, сослали в далекий Увельдинский район – звук расстрела 1938 года долгим эхом отзывался на их семье.

Каждый человек несет ответственность за свои деяния. Друзья-предатели Гаттара также поплатились за свой донос на товарища. Возмездие – не Фемида с завязанными глазами, оно всегда находит тех, кто ответственен за горе невинных. Либо их самих, как Пермякова, который повесился, тоже надо сказать в тюрьме, или, как Аккулов, которого также, как и Гаттара, расстреляли. А может и их детей, как смог убедиться Шамсетдин, который наблюдал горе собственных отпрысков, но помочь им не мог. Всем троим вернулись слезы семьи несправедливо оболганного и расстрелянного по ложному обвинению Гаттара.

PS . В 1989 году под Челябинском в шахтах были обнаружены массовые захоронения людей. Возраст погибших - от 7 лет. Причины смерти- пулевые и штыковые ранения. Основная часть жертв погибла в конце 30-х годов. Точное количество до сих пор не установлено. Открытое в 1989 году уголовное дело закрыто и засекречено. Виновные не выявлены…

Буду рад Вашим откликам на мой рассказ. Возможно и в Вашей семье есть подобные истории. Пишите, делитесь своими впечатлениями и историями.

Если Вы посчитаете мою статью заслуживающей внимания, поставьте «лайк», поделитесь ссылкой на нее.

С уважением, Фуат Хасанов.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Зло возвращается бумерангом.