Сказка про магнатов и маргиналов

В прошлый раз я рассказал почему начинаются войны. Одним из ключевых понятий в прошлой сказке было понятие "элиты". Ради интересов которой государства и устраивают войны (и ещё много чего другого устраивают, о чём мы поговорим позже).

И тут читатель может задать каверзный вопрос. Ведь войны объявляют Президенты и Правительства при одобрении Парламентов и Сенатов. А откуда эти президенты и парламенты берутся? Их выбирают на выборах. То есть читатель может сказать: "У нас ведь демократия!. Граждане выбирают правителей, а значит правители подчиняются не какой-то там "элите", а своим избирателям - простым гражданам. Иначе их не выберут."

И становится непонятно. Если президентов и депутатов выбирают граждане, то почему эти президенты делают то, что нужно какой-то там "элите", а вовсе не то, что нужно гражданам. Ведь как правило войны обычным людям не нужны. На войне обычные люди могут легко погибнуть. И при этом, даже в случае победы, какому-нибудь дяде Вите - продавцу в мебельном магазине - ничего от этой победы не достанется.

Чтобы разобраться с этим вопросом, я предлагаю перенестись в вымышленную страну. И на вымышленном примере попытаться понять как же эти самые выборы работают.

Представим себе городок, затерянный где-то на Далёком Диком Западе.

Сначала я расскажу вам про традиции этого города.

Про традиции.

Живут в нём обычные люди. Они совершенно равны между собой. Городок этот очень демократичен, в нём есть Конституция, в которой записано, что все жители имеют равные права и возможности. Но в реальности есть одно различие. У некоторых жителей городка есть револьверы, а у других - нет.

Казалось бы - мелочь! Но нравы в городке простые и патриархальные. И житель, у которого есть револьвер не стесняется пускать его в ход для защиты своих интересов. Точнее, - стесняется, но только в тех случаях, когда конфликт у него вышел с другим владельцем револьвера. В этом случае, вооружённый гражданин старается как-то договориться. Зачем рисковать поймать головой пулю. Но если против него находится гражданин, не имеющий оружия, то вопрос всегда решается в пользу вооружённого оппонента. Традиция такая. Тех, кто этой традиции не следует, давно уже закопали.

Про жителей городка

Традиции вообще сильны в этом городке. Та же традиция формирует негласный табель о рангах. Все граждане равны, но каждый тем "равнее", чем больше у него револьвер. Самый большой револьвер называется Магнум (от латинского magnus - большой, великий)

А граждан, располагающих такими револьверами называют, соответственно, магнатами.

В далёком прошлом владельцы револьверов настояли на том, что они будут жить ближе к центру города, а те, у кого револьверов нет, селятся на окраине. Это связано с вопросами безопасности города. Когда на город нападают индейцы, они много времени тратят на то, чтобы снять скальпы с безоружных жителей окраины. За это время владельцы револьверов успевают проснуться, зарядить свои револьверы и подготовиться к отпору. По латыни окраина - margo. Поэтому безоружные жители окраины называются маргиналами.

Про выборы

В Конституции городка ясно записано, что все граждане имеют право избирать и быть избранными. Но как-то так получается, что реально учитываются голоса только тех, у кого есть револьвер. Нет, маргиналы тоже на выборы ходят и голосуют.

Обратите внимание: Сказка про Иванушку Навального и хитрого царя.

Но их мнение интересует владельцев револьверов только до тех пор, пока оно не противоречит мнению магнатов.

Эту традицию свято чтит местный Центризбирком. Во время голосования на пост, например, мэра или казначея или по каким-то общегородским вопросам, собираются голоса всех граждан города. Но при подсчёте голосов они сортируются, согласно калибра револьвера каждого проголосовавшего. Число голосов маргиналов, умножается на коэффициент ноль - "нет револьвера - нет голоса".

Данная традиция имеет глубокие корни и смысл. Дело в том, что гражданин, не имеющий револьвера не может отстоять своё мнение перед лицом владельца револьвера (тем более, - магната). Все попытки настоять на своём приводили ранее к тому, что маргинала выносили вперёд ногами. Постепенно закрепился условный рефлекс, ставший негласным правилом - "sententia marginal tycoon non cura" ("мнение маргинала магната не волнует"). Однако, чтобы не обижать маргиналов, это правило не особо не озвучиваются и их пускают к избирательным урнам наравне со всеми.

Про банды

Человек, с детских лет не расстающийся с револьвером, как никто понимает смысл поговорки "один в поле не воин". Владельцы револьверов - не одиночки. Они стремятся собраться под знаменем того или иного магната. Знамя по латыни (в городке вообще латынь очень популярна) - bandum, поэтому такие группировки лояльных определённому магнату стрелков называются бандами.

В случае возникновения конфликтной ситуации, стороны в уме подсчитывают сумму калибров своих револьверов и сумму калибров револьверов банды оппонента. В случае, если одно число сильно больше другого, конфликт затихает. Обладатели меньшей массы залпа предпочитают подчиниться мнению оппонентов, понимая, что при таких раскладах ловить им нечего, а пожить ещё хочется.

Если же силы примерно равны, возможна перестрелка, которая и определит кто в данном споре прав. Однако, чаще стороны стремятся избежать напрасных потерь и задействуют другие инструменты - торг, обман, манипуляции. Иногда доходят даже до того, что апеллируют к мнению маргиналов. Эта тактика несколько раз продемонстрировала свою успешность - возбуждённые маргиналы мечутся по площади, отвлекая внимание оппонентов, сбивая прицел и выступая своеобразным живым щитом).

Про власть

Должность мэра или казначея считается в городе почётной. Но, как мы уже понимаем, влиятельность конкретного гражданина на такой должности определяется исключительно весом залпа банд, поддерживающих его магнатов.

По этой причине основными задачами мэра по традиции являются следующие:
1. Защищать интересы тех магнатов, которые демонстрацией калибра своих стволов настояли на том, чтобы выбран был именно данный гражданин.
2. Всячески способствовать усилению этой банды магнатов. Тут возможны различные варианты. Например, мэр может мобилизовать маргиналов на войну с индейцами и добытые по итогам войны трофеи передать своей "крыше"
3. Стремиться не сильно раздражать оппозиционных магнатов, следуя принципу "худой мир лучше доброй войны"

Кому-то такое деление по калибру револьверов может показаться не вполне справедливым и противоречащим принципу равноправия, записанному в Конституции. Поэтому магнаты стараются не озвучивать лишний раз всуе сложившиеся традиции. В конце концов, маргиналов значительно больше, чем стрелков и в случае их организованного протеста, вероятность поражения стрелков очень велика. Кроме того, с револьвером в руке очень сложно заниматься ремеслом или сельским хозяйством. Поэтому магнаты ничего не производят - всё производится маргиналами, а значит маргиналам даже необязательно восставать - достаточно просто перестать делиться с магнатами и стрелками результатами своего труда.

Такая ситуация однажды уже случилась 100 лет назад и многому научила магнатов.  Сама запись принципа равноправия в Конституцию и приглашение маргиналов на избирательные участки призваны внушить маргиналам мысль, что они - ровня стрелкам. Да и вообще тема влияния магнатов на жизнь города особо не обсуждается. Молчаливо предполагается, что вот есть равноправные граждане, они избирают мэра. Мэр действует в интересах граждан, а если он будет недостаточно хорош, то граждане его не перевыберут, а выберут другого. Поэтому обязанности мэра часто дополняются ещё одним пунктом

4. Говорить и делать то, что нравится маргиналам, если это не противоречит первым трём пунктам

Более того, в целях маскировки, магнаты не стремятся самостоятельно занимать официальные должности. Их влияние, как мы уже говорили, основывается на калибре их магнумов и на численности и вооружённости их банд. Поэтому на должность мэра магнаты нередко избирают кого-нибудь из маргиналов. Естественно, такой человек чётко понимает кто на самом деле является его избирателями и чьи интересы он должен защищать на этой должности.

Про иллюзии

Маргиналы постепенно забыли каким образом складывались традиции в данном городе и большинство из них уже полностью уверены, что именно они избирают мэра. И что именно мэр является властью в городе.

Когда маргиналы говорят "нам плохо живётся, надо сменить власть", они подразумевают, что в их бедах и страданиях виноват мэр (или его помощники) и надо всем пойти поставить галочки за другого мэра - тогда "власть сменится" и жизнь наладится. Магнаты по каким-то причинам не разубеждают маргиналов и не объясняют им ошибочность данной точки зрения. Впрочем, магнаты никакие ошибочные точки зрения не опровергают, а чаще втихую поддерживают бродящие в среде маргиналов идеи, что в проблемах виноваты, например, индейцы или же другие маргиналы с противоположной окраины или ходящие в штанах другой расцветки.

Так и сосуществуют

P.S. Говорят, за пределами Дикого Запада есть города, в которых всё устроено точно так же, только калибр револьвера заменён количеством пачек денег в сейфе или числом нулей на банковских счетах. Но достоверно мы об этом ничего не знаем.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Сказка про магнатов и маргиналов.